В Совете Федерации прошла встреча его Председателя Валентины Матвиенко с учителями истории, авторами учебников и представителями гуманитарной науки. Речь шла об историческом образовании, которое в последние годы лихорадит. Чего только стоит недавний скандал с авторами учебников по отечественной истории, которые дали не очень корректную оценку событиям на Северном Кавказе.
- С 2005 года все учебники истории проходят экспертизу РАН, установлен "срок годности" учебника - 5 лет. Говорят, что качество учебников постепенно повышается. Но мне, откровенно говоря, пока в это как-то плохо верится. Поражает цифра количества "рекомендованных", "допускаемых", "предлагаемых" учебников истории для общеобразовательных школ - около 150! Из них 103 рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Ну, не могут быть все 103 одинаково хорошими, качественными, - высказала свое мнение Матвиенко.
Педагоги с ней согласились. Матвиенко считает, что в школах должно быть не 100, а 10-15 базовых учебников - самых лучших, на которые и нужно опираться в преподавании. При этом содержание в них не должно оспаривать хотя бы основополагающие вещи.
- Особенно актуально это в оценке Октябрьской революции, советского этапа, предвоенного периода и периода начала Великой Отечественной войны, национальной политики Российской империи и Советского Союза, - подчеркнула она.
Как сделать уроки истории интересными и полезными? Надо не пересказывать материал из учебника, а анализировать события. Но этого можно достичь лишь в том случае, если учебная литература станет информационно избыточной, уверен учитель истории гимназии №1543, автор учебников по истории Леонид Кацва.
Можно спорить о содержании, взглядах авторов, подаче материала, но историческому образованию в школах должно уделяться больше внимания - в этом участники встречи были едины. А посещение музеев не должно приравниваться к прогулке, это должно стать частью образовательного процесса в школах.
Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин посетовал, что "сегодня к музею все больше относятся как к досуговому учреждению". Идет недофинансирование образовательных программ музеев, профессиональные экскурсоводы уходят в другие сферы. Интерес в обществе к музеям существенно снизился. Практически отсутствует молодежный познавательный туризм.
- За год Исторический музей посещают 800 тысяч человек, из них 330 тысяч - школьники. В 1986 году у музея было 2,3 миллиона посетителей, причем из них 800 тысяч - это учащиеся школ, - рассказал Левыкин.
Директор Историко-архивного института РГГУ Александр Безбородов сделал упор на то, что с молодежью надо разговаривать на том языке, который она лучше понимает. Например, активнее использовать интернет: "Сегодня важная задача - уравновешивать и разъяснять потоки разной информации, в том числе, идущей через интернет".
- Недооценка роли истории в образовании - не в традициях российской школы, - резюмировала Валентина Матвиенко. - Люди, которые плохо знают отечественную историю, никогда не станут качественным ресурсом развития своей страны. Стране нужна общая платформа ценностей. В ее формировании обучение истории - важнейший элемент, учитель истории в этом процессе - главная фигура.
В этом году ЕГЭ по истории будут сдавать 200 тысяч школьников. Эксперты считают, что госэкзамен по истории имеет больше общего с сочинением, чем с тестами. И творческое начало в нем надо развивать.
- Самый сложный предмет на первом курсе - история. Он является обязательным в системе бакалавриата", - напомнил проректор по международной деятельности и общественным связям МПГУ, профессор Виктор Чертов. При этом, по его данным, сдают на "удовлетворительно" или вообще не сдают этот предмет 50-60 процентов первокурсников.