18.04.2012 23:42
    Поделиться

    В Башкирии пройдут дни открытых дверей в налоговых инспекциях

    20 и 21 апреля во всех налоговых инспекциях Башкортостана пройдут консультации для налогоплательщиков на тему правильного заполнения деклараций о доходах.

    Объявлен сбор

    Декларационная кампания традиционно началась 1 января и продолжится до 30 апреля. В этом году, по словам представителей налоговой службы, отчитаться перед ними о доходах обязаны около 80 тысяч налогоплательщиков. Примечательно, что к началу апреля жители республики подали уже в полтора раза больше деклараций, чем на ту же дату в прошлом году.

    С недавних пор налоговики перестали ограничиваться рассылкой единого уведомления обо всех имущественных налогах, а решили проводить еще и "беседы по душам" с населением, чтобы оно добровольно, своевременно и в полном объеме выполняло свои обязательства перед государственной казной. Для этого, в частности, в налоговых инспекциях проходят дни открытых дверей, где можно узнать много полезного.

    - Мировая практика показывает, что важную роль в стабильном формировании доходов играет клиентоориентированный сервисный подход, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Башкортостану Марат Вахитов.

    То, что налоговики стали гораздо более внимательны к клиентам, ощутили все, кому пришлось сталкиваться с данным ведомством. При личном визите в инспекцию всю интересующую информацию можно прочитать на стенде. Большинство клиентов нередко только там и узнают о возможности получить налоговые вычеты на образование, лечение и прочие нужды. Все непонятные детали поясняет администратор зала из числа наиболее опытных работников. Инспекции открыты, в том числе, и в выходные дни.

    Инспектор он-лайн

    Многие услуги доступны дистанционно, для этого на официальном сайте налоговой службы России работают 22 сервиса. Большая их часть, кстати, была "обкатана" в пилотном режиме именно в Башкортостане.

    На интернет-сайте ведомства открыт форум. Сотрудники под своим именем и фамилией, с фотографией и указанием должности отвечают на вопросы, дают консультации. С одной стороны, такое интерактивное общение повышает степень доверия к специалистам, но в еще большей мере отражается и на степени ответственности самих сотрудников.

    Любой налогоплательщик может подключиться к "Личному кабинету" на сайте. Так, к началу марта 2012 года пользователями этого виртуального ресурса стали 92,5 тысячи граждан республики, что составляет 28 процентов от общего количества подключившихся по стране.

    В "Личном кабинете" должны отражаться все объекты, подлежащие налогообложению.

    - Если вы видите, что какойлибо из них отсутствует, внести коррективы можно, не посещая инспекцию. Достаточно составить обращение, чтобы была подключена инспекция того района, где находится ваш объект. Я сам, зайдя в свой "Личный кабинет", обнаружил отсутствие там земельного участка. Отметил, что он находится в такомто районе под такимто номером и при следующем заходе на сайт увидел, что список пополнился, - рассказывает Марат Вахитов.

    Ставки сделаны

    - Сейчас мы начали большую работу по упорядочиванию массива сведений, поступающих в УФНС из 15 внешних источников, - уточнил Марат Вахитов. - Мало того, что все информационные ресурсы разобщены. Вызывает немало вопросов и достоверность данных, тех же адресов. Не секрет, что у жителей многих деревень их просто нет. Но если на конверте еще можно написать чтото вроде "На деревню дедушке", и местный почтальон все равно доставит письмо адресату, то в случае с налоговыми органами такой способ не пойдет.

    Четкость работы налоговиков, по словам Марата Вахитова, напрямую зависит от того, насколько верно все 15 ведомств - его партнеров - используют адресную систему РБ, запрашивают ИНН и прочие ключевые сведения. И, покуда база данных несовершенна, налогоплательщикам будут приходить двойные или неправильно оформленные уведомления.

    Получая такие "письма счастья", многие просто выкидывают их, будучи уверены, что ничего государству не должны. В результате накапливается огромный массив "грязных данных". Недавно по республике было списано около 560 миллионов рублей подобных задолженностей, образовавшихся до 1 января 2009 года. Это избавило более 714 тысяч жителей от необходимости тратить время на разбирательства с инстанциями. При этот стоит отметить, что всетаки не все аннулированные задолженности являются ошибками. Часть средств в этой сумме составляли истинные долги, которые специалисты по разным причинам не смогли взыскать.

    Если налогоплательщик не согласен с начисленным налогом, то ему вовсе не обязательно отстаивать свою правоту в суде. Да и налоговая служба не заинтересована в доведении дела до суда. Все жалобы по таким спорам рассматривает специальное подразделение. Налогоплательщику не надо даже приезжать на разбирательство лично, если он этого не хочет или не может сделать, оплачивать услуги юриста и т.д. Решение будет вынесено через 30 дней, тогда как судебные споры могут тянуться годами. Такой досудебный аудит направлен на создание благоприятных условий для налогоплательщиков.

    Решения нижестоящих органов отменяются достаточно часто. В 2011 году в рамках досудебного аудита было рассмотрено 795 жалоб налогоплательщиков, и 55 процентов из них удовлетворено. В то же время почти столько же доведенных до суда споров между гражданами и налоговиками разрешились в пользу налоговых инспекций.

    - Как вообще возникает подобный спор? Зачастую инспекции низового уровня перестраховываются и там, где возможно истолковать норму закона двояко, толкуют его в свою пользу, начисляя налог, - подчеркивает Марат Вахитов. - Последствиями таких решений становятся споры в арбитражном суде, отнимающие много времени, сил и средств. Поэтому, если нет оснований настаивать на решении инспекции, то его отменяют в досудебном порядке.

    В свою очередь сотрудники ведомства все чаще разрешают свои сомнения относительно честности налогоплательщика при помощи правоохранительных органов. Если, к примеру, для арбитражного суда подозрения о существовании фирмыоднодневки для отмывания денег не являются аргументом, то для следственных органов и прокуратуры это реальный повод для проверки.

    Полезная книжка

    Для получения доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России с заявлением, паспортом и свидетельством о присвоении ИНН. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн-заявления о подключении к услуге для последующей регистрации при личной явке в инспекцию. Если логин и пароль были вами получены ранее, но вы их утратили, следует обратиться в любую инспекцию ФНС России с документом, удостоверяющим личность.

    Справка "РГ"

    Интернетсервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" позволяет:

    1. Получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об объектах движимого и недвижимого имущества.

    2. Контролировать состояние расчетов с бюджетом.

    3. Получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей.

    4. Оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи он-лайн.

    5. Обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

    О тотальных проверках

    Скрывать какоелибо имущество, даже незарегистрированное, смысла нет. Рано или поздно оно все равно будет выявлено, но тогда уже придется заплатить штраф вдобавок к налогу. Кстати, как раз сейчас идет формирование достоверной базы данных по имущественным налогам, а значит, тотально выявляются объекты, подлежащие налогообложению. В 2011 году для облегчения данной процедуры в отдаленные районы республики выезжала комиссия, состоящая из сотрудников УФНС по РБ и Росреестра. Специалисты обходили жителей, объясняли необходимость и важность оформления имущества. В результате были подготовлены документы на собственность 86 тысяч граждан, а казна дополнительно получила более 30 миллионов рублей. Одновременно с этим уточнялась информация, собранная в Федеральной информационной адресной системе. Чтобы "привязать" объекты недвижимости, расположенные по всей республике, к электронным ресурсам УФНС, понадобилось установить тесное сотрудничество со всеми муниципальными образованиями, которых насчитывается более 840.

    Поделиться