18.04.2012 23:46
    Поделиться

    Эксперт: Нынешний кризис научит бизнес работать на падающем рынке

    Современное бизнес-образование опирается на три базовых принципа: спрос и денежное предложение все время растут, стоимость кредита - падает. Однако ни один из них сегодня не работает: денежное предложение в мире ограничено, спрос начал сокращаться, стоимость реального кредита перестала снижаться примерно в 2006-м. Это означает, что каждый следующий год будет хуже предыдущего.

    Случатся ли серьезные потрясения, я не знаю. Все-таки эмиссия демпфирует резкий спад. Кризис, начавшийся в 1998-м, продлился 2,6 года. Осенью 2008-го государства должны были выйти на аналогичный сценарий, но начали эмиссию, спад замедлили. Возможно, за счет этого он будет более глубоким - по нашим расчетам, в российской экономике до 30-35 процентов, в европейской - на уровне 50, в американской - 55-60 процентов.

    Не печатать деньги надо, а менять модель кредитной политики. Стимулируя банковскую систему, можно увеличить объем денежной массы в 2,5 раза без роста инфляции. При этом у банков появятся "длинные" деньги и возможности кредитовать производство.

    Нынешний кризис носит структурный характер. На протяжении 30 лет частный спрос постоянно стимулировался, в результате сегодня он существенно превышает уровень, который может быть обеспечен за счет реальных доходов населения. На Западе это осуществлялось за счет снижения стоимости кредитов, бюджетных социальных выплат. В нашей стране - за счет перераспределения нефтяных доходов. Да, цены на нефть пока растут, но где гарантия, что так будет всегда? Рано или поздно возникнет ситуация, когда рост нефтяных доходов начнет отставать от инфляционных процессов.

    Спрос неминуемо снизится. Значит, будут падать и производство, и доходы населения. Поэтому главная задача сегодня - научиться работать на падающем рынке. Проблема в том, что последние 30 лет любой бизнес работал на растущий рынок. И менеджмент умеет мыслить только так: надо брать как можно больше кредитов, чтобы как можно больше продать товара и получить максимальную прибыль. На падающем же рынке основная задача - увеличивать долю компании и предлагать людям, сохранившим платежеспособность, как можно более дешевые товары. Схема управления компанией принципиально иная - не кредитная, а инвестиционная.

    Кто-то воспринимает это как катастрофу. Куда стремиться, на чем зарабатывать? Да практически на всем, человек со способностями в кризис может выиграть намного больше, чем в ситуации растущего рынка. Потому что конкуренты выбывают быстрее, чем ухудшаются условия. Особенно это заметно при малых падениях: сокращение рынка на три процента уменьшает количество игроков на нем на треть. При этом автоматически растет доля и оборот оставшихся компаний.

    Кроме того, нужно создавать отраслевые объединения - не только ради лоббирования интересов, но и для обобщения управленческого опыта, мониторинга структуры отрасли в связи с изменением экономики.

    Поделиться