Таможенный союз скорректирует тарифы в связи с вступлением России в ВТО

Проект корректировки единого таможенного тарифа в связи со вступлением России в ВТО планируется выработать в мае 2012 года. Об этом сообщил Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в ходе прошедшей в Москве пресс-конференции. Он отметил, что согласно соглашениям, которые приняли Россия, Беларусь и Казахстан, обязательства, принимаемые первой страной, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы Таможенного союза.

"Сейчас мы начали работы по корректировке таможенного тарифа в связи с вступлением России в ВТО,- заявил Андрей Слепнев.- Первый шаг - это конвертация обязательств по таможенному тарифу. В мае появится проект корректировки единого таможенного тарифа, который, как мы рассчитываем, будет рассмотрен на уровне коллегии и Совета ЕЭК в июне - июле текущего года".

Предварительно в проекте будет товарный перечень из тысячи позиций. Министр ЕЭК отметил, что новые ставки таможенных пошлин должны вступить в действие по истечении 30 дней с момента ратификации Россией соглашения о вступлении в ВТО. По его словам, в результате в текущем году уровень тарифной защиты в среднем снизится до 7,5 - 7,8% по сравнению с 10% по итогам прошлого года. Он также сообщил, что сейчас идет подготовка плана согласованных действий трех стран по адаптации рынка Таможенного союза в условиях присоединения к ВТО. "Это прежде всего касается изменений таможенной защиты. После вступления в ВТО уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа падает на два процента. Поэтому необходимо проводить политику адаптации отраслей к этим изменениям",- сказал Андрей Слепнев.

Помимо министра по торговле ЕЭК перед участниками конференции выступили Владимир Гошин, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК, и Валерий Корешков, министр по вопросам технического регулирования ЕЭК.

Говоря о таможенном регулировании, Владимир Гошин сообщил, что время прохождения грузов через таможню в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана в ближайшее время может быть сокращено в разы. "На сегодняшний день грузовая фура проводит три часа на границе, а наша задача свести это до европейского уровня - 20 - 30 минут",- пояснил Владимир Гошин. По его словам, положительные изменения могут начаться уже в ближайшее время, поскольку с 1 июля вводится система предварительного информирования о грузах. Планируется к введению и система "одного окна" на границе, которая объединит программные комплексы всех видов контроля. В итоге появится единая база данных, что позволит сэкономить время.

Помимо этого в ближайшее время планируется ввести институт уполномоченного экономического оператора. Предприятие с этим статусом, рассказал Владимир Гошин, получает определенные таможенные льготы - их грузы практически не будут досматриваться, товары передаются в пользование до уплаты таможенных платежей, а на сами пошлины будет беспроцентный кредит. Получить статус оператора можно при условии, что в течение долгого времени у таможни нет претензий по поводу соответствия грузов таможенной декларации, а все платежи выплачиваются вовремя и в полном объеме. При оформлении экспортных и импортных грузов будет развиваться система электронного декларирования. В идеале, поделился планами министр, декларация будет передаваться через Интернет. И, если груз подлежит лицензированию, то компьютер обменивается этими данными с другими информационными системами тех служб, которые должны выдавать лицензии.

Что касается таможенной стоимости, то, по словам Владимира Гошина, она будет обсуждаться со всеми участниками процесса. Как отметил министр, таможенное законодательство должно быть едино для всех стран участников Таможенного союза.

В свою очередь, Валерий Корешков рассказал, что разработка технических регламентов идет в рабочем режиме. Важным требованием при разработке является исключение дискриминирующих условий. Как заметил министр, условия должны быть одинаковы для всех. Кроме того, они должны основываться на международном опыте. Это является основным требованием к техническим регламентам.

По словам Валерия Корешкова, в целом выработка единых требований в Таможенном союзе сейчас идет достаточно конструктивно, эксперты трех стран прислушиваются к мнению друг друга, учитывают тенденции развития рынка, интересы промышленности, бизнеса, потребителей. Из 47 регламентов 24 приняты, по 14 идет согласование. Разработанные регламенты уже охватывают 70 процентов взаимопоставляемой продукции, отметил министр. Из последних одобренных на заседании коллегии Валерий Корешков озвучил техрегламенты: "О безопасности мебельной продукции"; "О безопасности маломерных судов"; "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".