Новости

20.04.2012 00:20
Рубрика: Культура

9 золотых ярусов

Завершена реставрация иконостасов в Церкви Живоначальной Троицы в Останкине

Департамент культурного наследия Москвы организовал пресс-показ памятника старорусского церковного зодчества - Церкви Живоначальной Троицы, где в течение года велась научная реставрация всех трех уникальных иконостасов.

Главной достопримечательностью считается центральный барочный иконостас высотой 13,5 метра, сохранившийся с 1692 года. Он состоит из 9 ярусов, хотя обычно - из 5. Все иконы в рамках с причудливой золоченой резьбой.

Реставратор-технолог Александр Зуев рассказал журналистам, как укрепляли деревянные элементы декора, устраняли сколы, чистили, золотили, серебрили утраченные фрагменты. Решение о реставрации каждого элемента принималось группой реставраторов. Представленный образец выполнялся в нескольких вариантах - как по резьбе, так и по отделке. "Нашей главной задачей было сохранить все подлинное, авторское, - говорит Зуев. - Работы выполнены без снятия и расчистки верхних слоев. Мы не трогали старое золото, даже старую глину. Новые включения минимальны".

В декоре южного иконостаса придела во имя преподобного Александра Свирского было утрачено два нижних яруса. Пострадал резной декор с ангелами над святыми воротами (сами ворота находятся в усадьбе-музее "Останкино"). Реставрация проводилась по архивному описанию 1813-1843 годов, запечатленному на фотографии начала 1930-х годов. "Стену, где был иконостас, просто зашили досками и покрасили, - рассказала хранитель фонда "Иконы" музея-усадьбы "Останкино" Елена Григорьева. - Тут был кабинет администрации музея. При реставрации на одной из икон нашли запись: "В 1843 году поновляли иконостас крепостные"... и фамилии. Три верхних яруса - подлинные".

Этот храм, по рассказу иерея Кирилла Шевцова, стал первой каменной церковью в селе Осташково (теперь район Останкино). Князья Черкасские строили его как домовую церковь. Предполагается, что архитектором был крепостной Павел Потехин. Сначала возвели северный Тихвинский придел для семьи, потом южный, который предназначался для всех крестьян. Последним - самый красивый центральный придел (освящен 3 июня 1692 года). Последняя полномасштабная реставрация была еще в XIX веке при графе Шереметьеве, которому усадьба досталась как приданое жены.

А после революции храм ожидала обычная судьба: в 1922 году власти изъяли все ценности, оклады с икон и Евангелий, дорогую серебряную утварь - средства нужны были голодающим. В 1930-м приход упразднили, в подклеть свезли картошку. Здание приспособили под жилье, людей селили даже на колокольне, по двору ходили куры. Только спустя пять лет храм вошел в комплекс музея-усадьбы в Останкино. Теперь он возвращен Русской православной церкви. Это действующий храм, но как памятник он охраняется государством. Самое сложное, признаются реставраторы, что и во время их работы проводились службы, крещения, венчания...

Культура Арт Архитектура Общество Религия Филиалы РГ Столица ЦФО Москва