В четверг шаттл НАСА "Дискавери" был торжественно передан Национальному музею авиации и космонавтики США в американской столице. "Дискавери", который за три десятилетия службы выполнил больше орбитальных полетов, чем какой-либо другой шаттл, сделал круг почета над Вашингтоном на спине транспортного "Боинга-747".
В Национальном музее авиации и космонавтики, который входит в число учреждений Смитсоновского института, корабль принимали глава НАСА Чарльз Болден и директор музея генерал Джон Дэйли.
"Сегодня мы вспоминаем об удивительном наследии "Дискавери", - сказал Болден, выступая перед собравшимися. - Но я бы хотел посмотреть вперед, в будущее, которое этот шаттл сделал возможным". Болден поведал о нынешнем состоянии американской космической отрасли, рассказав о развитии коммерческой космонавтики и о планах по созданию "самой мощной в истории ракеты, которая доставит американцев в глубины Солнечной системы".
НАСА свернуло программу шаттлов летом 2011 года. В конечном счете легендарные корабли были признаны слишком дорогими и опасными в эксплуатации. В прошлом году одна миссия челнока обходилась американскому бюджету в 450 млн долларов, тогда как полеты астронавтов на российских "Союзах” - в 56 млн долларов за место. Теперь США надеются на "космические такси" - корабли калифорнийской компании SpaceX. Грузовик "Дрэгон" (Dragon) производства этой фирмы планируют запустить к Международной космической станции (МКС) с демонстрационным полетом уже 30 апреля.
"Американская икона"
Дэйли, в свою очередь, еще раз напомнил о славных днях программы космических челноков и назвал "Дискавери" "чемпионом американского флота шаттлов". "В новом доме этот корабль воссияет, подобно американской иконе, вдохновляя и просветляя будущие поколения", - сказал директор музея.
Челнок "Дискавери" пролетел в космосе 238 миллионов километров - на это потребовалось 365 дней на орбите в течение 27 лет. Почти шесть тысяч витков вокруг Земли и 39 орбитальных полетов - при изначально планировавшихся ста. Однако корабль, как и все шаттлы, не обладал двигателями для полета в земной атмосфере. Посадку он выполнял как планер. Поэтому для его транспортировки использовался огромный "Боинг-747". Шаттл крепился к самолету теми же креплениями, что и к огромному внешнему топливному баку, использовавшемуся при космических пусках. Из этого бака топливо поступало на собственные маршевые двигатели челнока. К слову, Болден, дважды летавший на "Дискавери", отметил, что специалисты НАСА в настоящее время изучают топливные баки шаттлов для создания новой тяжелой ракеты.
В музее "Дискавери" заменил размерную модель шаттла "Энтерпрайз", которая отправится на следующей неделе в Нью-Йорк, где пополнит Музей морского, воздушного и и космического пространства "Интрепид".