Самоотверженность в профессии не защищает медиков от непредвиденных ситуаций, от проблем со здоровьем. Куда, к кому обращаться им? Здоровье врачей в том числе и в наших руках. Так считает президент клиники "Медицина" академик РАМН Григорий Ройтберг, который выступил с инициативой создания благотворительного фонда "Врачебное братство" для помощи медицинским работникам. Подобных в России никогда не было.
Почему, Григорий Ефимович, вы решили создать такой фонд?
Григорий Ройтберг: Я не оригинален. Даже не могу претендовать на оригинальность названия - "Врачебное братство". Я его, честно говоря, позаимствовал из названия другого фонда: было у нас когда-то, если помните, "Театральное братство". Это же так естественно. Пока актер на гребне успеха, пока он выходит на сцену, появляется в кадре - он интересен и нужен. Но жизнь неумолима. И почти у каждого наступает период, когда востребованность сходит на нет. А с востребованностью уходят и средства. Им на смену, увы, приходят болячки.
А лечение болезней, преодоление немощности стоят огромных денег. В свое время театральные деятели объединились, чтобы оказывать помощь таким коллегам. Вот и я подумал, что подобная ситуация не минует медиков. Пока они работают, пока они нужны, пока нет у них проблем со здоровьем, все более или менее нормально. А если на старости лет, да и не только на старости лет, с медиками случается беда, они нередко оказываются с ней наедине. Они, которые всю жизнь положили на то, чтобы оказывать помощь людям, сами оказываются без помощи, без поддержки. Приведу недавний пример. Не в очень глубокой глубинке семья врача и медсестры осталась без дома - дом сгорел. Получили они страховку - 1000 долларов. Очевидно, что эта сумма ничего и никого не спасает. Куда и к кому им обращаться?
И куда обращаться?
Ройтберг: Обращаться к нам.
Обратились. Вы не боитесь, что среди таких обратившихся могут быть люди, которые просто хотят использовать возможности получения помощи. У нас же любят халяву. Тем более что многие так называемые "благотворительные фонды" сопровождает дурная слава.
Ройтберг: Не боюсь. Потому что изначально мы продумали свою схему оказания помощи. Для нас очень важна открытость. Получая заявки на помощь, мы сперва проверяем их достоверность. Есть сотрудники, которые этим занимаются. Затем сведения без указания фамилии мы публикуем в Интернете на сайте фонда с просьбой к пользователям выбрать самых нуждающихся в помощи. Происходит это путем голосования, к которому привлекаются специалисты-медики. Лишь после этого соискатель помощи ее получает. Тут я хочу заметить, что в совет фонда входят не случайные люди, а такие, как народная артистка СССР Элина Авраамовна Быстрицкая, президент Финансового университета, заслуженный деятель науки РФ профессор Алла Георгиевна Грязнова.
Вас послушать, так легко избежать любых ошибок...
Ройтберг: Если все правильно организовать, то действительно несложно. Для этого достаточно принять участие в голосовании на сайте, выбрать тех врачей, которые прежде всего нуждаются в помощи. Перевести деньги, распечатав квитанцию с сайта. Предложить волонтерскую помощь по организации благотворительных акций. Убежден, вот так вместе мы можем многое.
Неужели вы считаете, что ваш фонд сможет помочь всем, кто в него обратился?
Ройтберг: Конечно, нет. Может быть, мы поможем только некоторым нуждающимся. У медицинского сообщества немалые возможности. Важно осознать, что в подобных фондах огромная потребность, но и большой потенциал. Лиха беда - начало. Не исключено, что у нас могут появиться последователи. Если честно, то мы на это очень надеемся.
Кто, по-вашему, станет жертвователями фонда?
Ройтберг: Первые реальные деньги внесла наша клиника. И лично я внес значительную сумму. Среди врачей, в том числе и уже не работающих, есть достаточно богатые люди. На их милосердие очень надеюсь. Может, они вспомнят, каково работать врачами? Есть немало коммерческих медицинских структур, которые вполне могут помочь. И, наконец, надеюсь на тех, кто хорошо относится к врачам...
В иерусалимской клинике Хадасса рядом с витражами Марка Шагала есть стена, на которой имена людей, жертвующих на медицину, на охрану здоровья.
Ройтберг: И у нас такая стена скоро появится в обязательном порядке.
Когда нам хорошо, когда наше здоровье не нуждается в поддержке, мы мало думаем о врачах. К ним приходим тогда, когда беда. И не приведи господи, если кто-то из медиков в этой беде не сразу нам поможет. Все шишки на него. И не задумываемся, что медики - они же тоже люди, что у них свои проблемы. Люди не скупятся на слова благодарности доктору, который им непосредственно помог, но и не скупы они на хулу, если помощь, по их мнению, была оказана не в должной мере. Заслужена эта хула или нет, иногда даже и не разбираются. Уж такой у нас стереотип: врачи должны заботиться о нас, а мы - о них...
Примерно полгода назад меня пригласили бывшие сотрудники департамента здравоохранения Москвы на встречу в честь дня рождения бывшего руководителя столичной службы здоровья Леонида Андреевича Ворохобова. Хорошо знала Леонида Андреевича. Он многие годы возглавлял эту службу. За это время были построены новые больницы, поликлиники. Поводом для встречи был не только день его рождения, но и то, что его имя присвоено 67-й клинической больнице Москвы. Это такая редкость - отдать должное памяти достойного человека, врача.
Ройтберг: Абсолютно с вами согласен. Но не менее важно позаботиться о тех, кто посвятил свою жизнь служению пациентам, а в критической ситуации или на склоне лет остался без помощи. Потому, мне кажется, так важно "Врачебное братство". Вместе мы поможем тем, кто посвятил свою жизнь служению пациентам.