По данным Росстата, в 2011 году Пермский край занял третье место в РФ по общему объему инвестиций на душу населения. В целом по краю объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 133,9 миллиарда рублей.
Прикамью удалось достичь докризисных показателей. Но внешние инвесторы не торопятся вкладывать в регион деньги - из-за отсутствия инвестиционных площадок, инженерной инфраструктуры и дорогой земли. Как исправить эту ситуацию, "РГ" поинтересовалась у председателя правительства Пермского края Михаила Антонова.
Креативный подход
Российская газета: Михаил Вячеславович, судя по данным Росстата, объем прямых иностранных инвестиций в регион до сих пор меньше, чем до кризиса. Это повод говорить об "инвестиционной яме"?
Михаил Антонов: Если брать данные Росстата, то у нас в прошлом году зафиксирован необычайный рост этого показателя по отношению к 2010 году. То есть динамика положительная. Другое дело, что я не рассматриваю эту статистику как состоятельную. Прямые иностранные инвестиции не главный показатель, в отличие от общего объема инвестиций, которые, безусловно, индикатор деловой активности, экономического состояния, привлекательности территории для инвесторов.
При этом давайте понимать, что инвестиции сами по себе - это всего лишь деньги, инструмент. Вопрос, скорее, в том, куда их направить. Последние пять-семь лет регион решал с их помощью задачку модернизации, повышения эффективности действующих производств.
Сегодня можно сказать, что большинство крупных предприятий за это десятилетие прошли реконструкцию, либо завершили ее совсем недавно. Модернизация идет на "Пермских моторах", на "Мотовилихе", на многих других предприятиях - не говоря уже про химиков и калийщиков. Есть предприятия, которые не успели реконструироваться, например, Чусовской металлургический завод, но и у них есть программы, планы развития. На этом был фокус инвестиционной политики в регионе в предыдущий период, до 2011 года.
РГ: Что меняется сейчас?
Антонов: Дело в том, что внутренние инвестиции, которые направлены на развитие существующих предприятий, безусловно, увеличивают добавленную стоимость, но не создают новых рабочих мест, а, скорее, сокращают их. Для региона это не было проблемой - у нас традиционно низкий уровень безработицы. Но постепенно эти процессы выталкивают на рынок труда все большее количество людей молодых, в трудоспособном возрасте. И тут мы сталкиваемся с новой проблемой: чтобы соответствовать новым тенденциям, не потерять стратегическую конкурентоспособность, нам надо говорить о вложениях в производство и предприятия, которые обладают принципиально иной добавленной стоимостью. Современное машиностроительное предприятие условно, в одном рубле выручки, создает 30 процентов добавленной стоимости. А у фирмы, которая занимается IT-технологиями, телекоммуникациями или другим креативным бизнесом, в одном рубле выручки - 95 копеек добавленной стоимости. Именно такая экономика станет определять в будущем развитие, в том числе и традиционного сектора экономики. Это мировая тенденция. Скоро самолет, как набор железа и пластика, будет стоить столько же, сколько его проектирование. Не будем поворачиваться в эту сторону - в сторону инноваций, креативных бизнесов, - останемся регионом, который назовут если не сырьевым, то производственным придатком.
РГ: Но до сих пор основной поток инвестиций в Пермском крае был направлен в развитие обрабатывающей промышленности и добычу полезных ископаемых. Как привлечь инвесторов в другие сектора экономики?
Антонов: Любой инвестор, который привык работать в традиционных отраслях экономики, мыслит категориями и пропорциями, присущими этим отраслям. Самолет нельзя строить там, где нет железной дороги, а швейные машинки - можно: их легко фурами вывозить. Инвестор из новой экономики рассуждает иначе. Ключевые работники могут быть разбросаны по всему миру, но он знает, что у него - лучший дизайнер, лучший веб-программист, лучшая команда проектировщиков, необходимых для бизнеса людей. И тогда только он решает: где ему платить налоги, где проводить корпоративные встречи, где располагать свои шоу-румы. Само понятие инвестиций меняется.
Поверх барьеров
РГ: Внешних инвесторов, может, и готовых прийти в край, останавливает неудовлетворенность предложенными инвестиционными площадками, низкий уровень инженерной инфрастуктуры, дорогая земля. Как решить эти проблемы?
Антонов: Отсутствие инвестплощадок серьезно сдерживает приток внешних инвестиций. Отсутствие инфраструктуры равно отсутствию инвестиционных площадок. Но с налоговыми льготами, я считаю, у нас проблем никаких нет. Реальная нагрузка на бизнес в Пермском крае одна из самых низких в стране. Но есть другие барьеры, которые инвесторам непросто преодолеть.
Например, по уровню полученной прибыли мы находимся впереди очень многих российских регионов, даже конкурентных. Это означает, что, когда инвестор приходит на территорию, он понимает, что ему нужно строить настолько же эффективный бизнес, как уже развитый в регионе. Иначе он не сможет платить рабочим такие высокие зарплаты, и они уйдут туда, где им будут платить. Ему нужно обеспечить высокие стандарты производства, которые уже приняты в регионе, например на "ЛУКОЙЛе", "Уралкалии", - и требования к инвестору будут соотноситься с этим образцом. Ему нужно, в конце концов, чтобы быть заметным в регионе, занимать ведущие позиции на своих рынках. И если у инвестора проект рассчитан на рентабельность в 4,5 процента, он не придет в Пермский край никогда. Он будет понимать, что малейший риск (чуть-чуть поднимется уровень зарплат в регионе), - и можно остаться с нулевой рентабельностью. Он лучше пойдет в другие регионы, где ему и так будут рады.
Поэтому массовый бизнес в регион не приходит. Мы могли бы выйти на рынок и сказать: "Приходите к нам финны, голландцы, японцы - да кто угодно!" К нам придут эти бизнесы и "умрут" здесь через год. А в других регионах - выживут.
РГ: Именно поэтому у нас создан и работает проект по привлечению мировых лидеров, контролирующих рынки? Поэтому Пермский край ориентируется на крупных, транснациональных инвесторов?
Антонов: Это важный сегмент, но не нужно сводить к нему всю инвестполитику региона. В ней есть несколько направлений. Первое - это привлечение внешних инвесторов, которых сегодня нет в регионе, лидеров, которые придут на новую площадку, будут строить конкурентоспособное производство по мировым стандартам и обеспечат максимальную на своем рынке долю добавленной стоимости. Второе - это привлечение инвестиций, связанных с инновациями, креативной, новой экономикой. Третье - это развитие наших традиционных отраслей промышленности. Они еще долгие годы будут востребованы, поэтому мы должны, мы обязаны делать на них ставку. Пока в космос запускают ракеты, "Протон-ПМ" должен существовать. Пока нужны двигатели, "Пермские моторы" должны жить. Пока что то должно стрелять по врагу, "Мотовилихинские заводы" должны оружие изготавливать. То же самое касается и нефтяников, и калийщиков. Мы должны поддерживать их.
Вклад в приоритет
РГ: Позиция правительства региона: сначала построить в территориях края инвестиционные площадки, а потом приглашать инвесторов. Но мэр Соликамска Сергей Девятков, например, в своем блоге поспорил с этим утверждением: "никто не позволит нам тратить миллионы рублей просто под площадку, на которую когда нибудь придет какой нибудь инвестор"…
Антонов: В чем согласен с Девятковым, так это в том, что для муниципалитетов создание инвестиционных площадок - это, действительно, затратно. Но не более, чем содержать неэффективный муниципальный сектор в тех или иных отраслях. Если мы готовим площадку, и на нее, может быть, когда нибудь придет инвестор - это все таки лучше, чем если мы не готовим площадку, и на нее точно не придет никакой инвестор.
Мы не можем заставить муниципалитеты привлекать инвестиции. Мэр Соликамска рассуждает с позиции руководителя состоявшегося муниципалитета, у него в районе несколько крупных успешных предприятий. И он решает, что создание инвестплощадок ему не так уж нужно. Он может ориентироваться на повышение эффективности существующих производств.
Есть другие муниципалитеты, в которых нет "Уралкалия", "Соликамскбумпрома", нет нефти, газа - ничего нет. Тогда они должны понимать: либо они прозябают, и люди от них уезжают, либо они вкладываются и привлекают к себе и людей, и бизнес. Нужно начать рассуждать: "Что мы можем предложить инвестору? Вот у нас есть железная дорога, есть автомобильная дорога, есть полезные ископаемые, есть, допустим, лес - в общем, набор ресурсов. Инвестор, приходи на эти ресурсы!" Приходит инвестор и говорит: "Хорошо, у вас есть лес - но его везде много, дорог - тоже. До свиданья!" "Подожди! - говорит ему муниципалитет. - Вот тебе площадка в 50 гектаров, 100 гектаров - вставай!" А инвестор объясняет, что ему, чтобы встать на предложенную таким образом площадку, нужно три года и 10 миллионов долларов. А он производит, допустим, мебель, и ему что, на эти годы стать девелопером? Да, любой инвестор стремится к развитию - но не вашей площадки, а собственного производства. Тогда приходит понимание: нужно вложиться в площадку, чтобы она стала продуктом для инвестора. Ему нужно создать условия: нужен Интернет - провести Интернет, нужны очистные сооружения - найти возможность их создать, инвестору не хватает газа - придумать, как провести газ. Все эти вложения вернутся. Во-первых, инвестор понимает, что за готовую площадку он должен заплатить принципиально другие деньги. И, во-вторых, это налоговые поступления, которые важны для любого муниципалитета.
РГ: Но эту роскошь могут себе позволить как раз "состоявшиеся" муниципалитеты…
Антонов: Подобную "роскошь" могут себе позволить любые муниципалитеты, которые приняли такое решение. Муниципалитет должен определить, в чем он конкурирует с другими. У нас есть примеры: Пермский район успешно конкурирует с городом.
Выбрав инвестиционное развитие своим приоритетом, в него нужно вкладывать средства.
В целом результатом инвестиционной политики региона можно считать хотя бы этот один показатель: у нас третье место в РФ по инвестициям на душу населения.