На курортах КМВ устанавливают охранные зоны для минеральных вод

На Ставрополье создана межведомственная группа, которая должна разработать предложения по установлению границ зон горно-санитарной охраны городов-курортов КМВ. О том, какими они должны быть, уже не первый месяц спорят чиновники Пятигорска и их коллеги из администрации Кавминвод. Первые считают, что для нормального развития городов КМВ границы необходимо скорректировать, вторые утверждают, что это приведет к истощению лечебных минеральных источников. Мнение сторон выслушал корреспондент "РГ".

Проблема охранных зон для курортного региона - крайне важная и болезненная. На территории, где под землей идет формирование минеральных вод, особенно там, где источники выходят на поверхность, недопустимо никакое антропогенное воздействие. Иначе целебная минералка превратится в неаппетитный набор химических элементов, приправленный бактериями.

Но с конца 1990-х годов в регионе КМВ бурно шло строительство. Как грибы после дождя росли промышленные объекты, торговые центры, кафе, магазинчики, заправки. Несмотря на то что многие из этих объектов строились в охранных зонах, надзорные органы, в том числе и природоохранные, исправно выдавали разрешения, хотя экологоги-общественники протестовали регулярно.

Однако после создания СКФО, когда на федеральном уровне стали обсуждаться перспективы развития курортов КМВ как части северокавказского туркластера, проблему охранных зон уже невозможно было замалчивать.

Оказалось, что свободной земли, пригодной для строительства, почти нет. А "вольности" с охранными зонами, которые допускались десять лет назад, кончились. И перед муниципалитетами встал вопрос: как совместить развитие городов-курортов и охрану недр, на которых эти города расположены?

В итоге власти Пятигорска подняли вопрос о корректировке границ охранных зон с учетом сложившихся реалий.

Однако в администрации Кавминвод, в компетенцию которой входит сохранение уникальной бальнеологической базы курорта, считают, что делать это нецелесообразно. Более того, последствия пересмотра границ охранных зон могут угрожать качеству минеральных вод и отрицательно сказаться на всех бальнеологических факторах. Кто из оппонентов прав, выясняли на первом заседании межведомственной рабочей группы в министерстве курортов и туризма Ставропольского края.

Как оказалось, существует постановление Совета министров РСФСР N 300 от 1985 года, которым установлены охранные границы округа. И на земле, которая находится в этих пределах, нельзя вести практически никакой хозяйственной деятельности. Однако власти Пятигорска считают, что это постановление давно устарело - за прошедшие годы территория города увеличилась как минимум на треть, а условные точки, обозначенные как границы зон, никогда не выносились на местность и сегодня наполовину утеряны. В итоге из-за устаревшего документа город не может привлечь серьезных инвесторов, а многие пятигорчане - оформить участок земли под своим домом, в котором живут много лет. Поэтому необходимо заново определить все границы зон.

- Законодательство относительно установления округов и зон горно-санитарной охраны скудное, противоречивое в терминах и понятиях, - отмечает начальник правового управления администрации Пятигорска Дмитрий Маркарян. - Это порождает массу недомолвок. Постановление морально устарело, утратило юридическую актуальность и противоречит здравому смыслу. Слепое следование ему означает фактический снос городов-курортов КМВ.

Согласно условным границам от 1985 года, в первую охранную зону попадает около 560 гектаров земли, что составляет около четырех процентов всей территории Пятигорска. На этом участке находятся все санатории и пансионаты города, жилые дома, коммерческие здания, объекты связи, транспорта, коммуникации. Хотя режим, установленный для этой зоны постановлением правительства РФ от 7 декабря 1996 года, запрещает здесь проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов (и то при условии применения экологически чистых технологий). Если в точности следовать этой норме, нужно полностью ликвидировать пятигорский курорт: выселить людей и снести в этой зоне все, включая памятники архитектуры и телевизионную вышку, которая расположена в самом центре первой зоны на вершине Машука.

Условные границы второй охранной зоны охватывают свыше шести тысяч гектаров - это более 40 процентов территории города. Здесь запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Здесь по закону также надо снести весь жилой фонд, объекты торговли, транспорта, связи и промышленности. То же самое касается и третьей охранной зоны, площадь которой охватывает 54 процента территории города.

В итоге эта проблема привела к череде судебных споров в Пятигорске. Летом 2010 года Кадастровая палата Ставропольского края при оформлении земельных участков в городе стала налагать ограничения на их целевое использование, указывая, что участки находятся в зонах горно-санитарной охраны, где проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности запрещено. Поводом стало решение суда Промышленного района Ставрополя, принятое по иску местного жителя, который потребовал поставить на кадастровый учет земли, относящиеся к зонам охраны. Суд с ним согласился. Но пятигорские власти это решение обжаловали, дошли до краевого суда и в итоге добились снятия ограничений на оборот пятигорской земли.

- Мы доказали, что на территории Пятигорска зоны горно-санитарной охраны не устанавливались, на местность не выносились, а указание на нахождение земельного участка в зоне является незаконным, - подчеркнул Маркарян.

Тем не менее сегодня две зоны опять поставлены на кадастровый учет - уже по представлению краевой прокуратуры. Дело сейчас рассматривается в Арбитражном суде региона. По мнению властей Пятигорска, такой подход бьет не только по интересам бизнеса и госструктур, но и по социально незащищенным жителям. Например, муниципалитет по закону обязан предоставлять земельные участки бесплатно в собственность ветеранам боевых действий, чернобыльцам, семьям, где родился третий ребенок. Но как выполнять этот закон, если земли нет? Поэтому единственный выход - новое четкое определение всех границ охранных зон.

Но гораздо важнее режим использования земель. Здесь уже нашли организацию, которая должна выполнить весь комплекс работ по изучению и установлению охранных зон.

Но вот и.о. руководителя администрации КМВ Михаил Бондаренко считает, что серьезных изменений, которые бы требовали кардинально пересмотреть существующие охранные границы, не произошло. Соответствующий проект объемом аж в 30 томов был выполнен в 1984-1985 годах. С того времени была лучше изучена гидрогеология региона: структура распределения запасов по участкам и месторождениям минеральных вод изменилась, но отнюдь не глобально, поэтому в срочном пересмотре проект не нуждается. В администрации КМВ бьют тревогу из-за того, что земли городов-курортов поставлены на кадастровый учет как "земли населенных пунктов" и местная власть зачастую считает, что может использовать землю в охранных зонах, как обычную.

- Мониторинг состояния недр в регионе показал загрязнение и истощение минеральных источников, снижение рекреационно-оздоровительного потенциала, - утверждает Бондаренко. - Эти процессы являются следствием нерационального использования ресурсов и недостаточной охраны недр, в частности размещения на территории курортов непрофильных объектов.

Поэтому, по мнению специалистов-гидрогеологов, вопрос о корректировке границ охранных зон может ставиться исключительно в контексте их расширения и усиления там режимных требований. То есть, не получив вожделенного послабления, города-курорты могут оказаться в еще более жестких рамках.

В администрации КМВ уверены: любые попытки административными методами уменьшить границы зон горно-санитарной охраны, а также сделать режимные ограничения не такими строгими, повышают риски загрязнения подземных водоносных горизонтов. Неудовлетворительное состояние первой зоны санитарной охраны пятигорского курорта и растущая антропогенная нагрузка на нее уже привели к потере 30 процентов запасов минеральных вод здешнего месторождения из-за бактериального загрязнения.

К тому же корректировка охранных границ - дело весьма дорогостоящее и трудоемкое, требующее специализированной научно-исследовательской работы.

- По своей сложности, масштабности и стоимости эта работа сопоставима с переоценкой запасов всех месторождений минеральных вод региона, - подчеркнул и.о. главы администрации КМВ. - Учитывая, что стоимость переоценки запасов одного месторождения колеблется от четырех до восьми миллионов рублей, суммарные затраты на обследование территории и обоснование необходимости границ зон горно-санитарной охраны и их режима могут составить ориентировочно 140-160 миллионов рублей.

Что касается апокалиптической картины "сноса" Пятигорска и ущемления прав горожан в случае тщательного следования закону, то такой вывод лишен основания, считают в администрации КМВ. Многие объекты были построены за несколько десятилетий до вступления в силу ключевых нормативно-правовых актов, а закон обратной силы не имеет. Зато действующее законодательство требует, чтобы в данный момент развитие и застройка территорий осуществлялась в соответствии с режимными ограничениями.

С учетом того, что у обеих администраций есть свои резоны, межведомственной рабочей группе, которую возглавил заместитель председателя правительства края Игорь Журавлев, предстоит весьма непростая работа. На первом заседании было решено рассмотреть вопрос об обращении в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой профинансировать работы по корректировке границ зон горно-санитарной охраны городов-курортов КМВ.

Мнение

Николай Севостьянов, начальник департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу:

- В настоящее время границы зон санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод на местность действительно не вынесены. В регионе КМВ отсутствуют градостроительные регламентирующие документы по застройке эколого-курортного региона с учетом норм и правил соблюдения природоохранного законодательства. Администрация Кавказских Минеральных Вод, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и департамент Росприроднадзора по СКФО приняли решение скоординировать свою работу и подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в постановление правительства РФ "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах". Речь идет о приведении правового статуса администрации КМВ в соответствие с федеральным законодательством. Было принято решение уточнить границы округа горно-санитарной охраны курортов КМВ. Кроме того, властям Ставропольского края целесообразно выйти с инициативой в правительство РФ о финансировании из средств федерального бюджета расходов на содержание земельных участков в границах КМВ, находящихся в федеральной собственности, а также мероприятий по переселению граждан, проживающих в ветхом фонде, и переносу предприятий, расположенных в первой зоне округа горно-санитарной охраны.

Кстати

По данным администрации КМВ, только за 2009 год в Пятигорске было построено 40 объектов торговли общей площадью 12,2 тысячи квадратных метров, а всего за последние три года - свыше 70 средних и крупных торговых центров высотой два этажа и более. При этом "Программой социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Пятигорск на 2011-2014 годы" увеличение количества мест размещения в санаторно-курортном комплексе не предусмотрено вообще.