На сколько вырастут в этом году коммунальные тарифы в Подмосковье? Как можно проверить, на что тратит деньги управляющая компания? Будут ли мерзнуть будущей зимой жители военных городков? На эти и другие вопросы во время "делового завтрака" в "РГ" ответил Валерий Шкуров, министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Валерий Максимович, жители интересуются, когда вырастут тарифы?
Валерий Шкуров: Стоимость коммунальных услуг поднимется в июле на 6%, а в сентябре - еще на 3,5%. Мы рекомендовали управляющим компаниям не поднимать цены на услуги выше, чем на 12%.
Но ведь они могут не прислушаться к совету. А еще, например, некоторые станут нечестно делить на всех жильцов общее количество потребленных воды и тепла. Счета могут существенно вырасти. Что делать в таком случае?
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Валерий Шкуров: Если есть сомнения в добросовестности управляющей компании, обращайтесь в органы местного самоуправления. Проверки должны организовать в пятидневный срок. Выявлены нарушения? Тогда представители органов самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня первого обращения жителей должны созвать собрание собственников помещений этого дома, чтобы решить вопросы: стоит ли разрывать договор с управляющей компанией и выбирать новую или вообще надо менять способ управления. Пожаловаться жители могут также в Государственную жилищную инспекцию Московской области, управление Роспотребнадзора по Московской области и органы прокуратуры.
Любой житель дома должен знать, за какие коммунальные услуги он платит, как формируются цены на них и что делает управляющая организация для содержания дома. Но многие компании не спешат предоставлять такую информацию. Ситуация изменится, когда заработает единый портал Московской области, на котором все управляющие организации должны будут раскрывать информацию о своей деятельности. Это произойдет в ближайшее время. На сайте любой житель сможет ознакомиться с перечнем работ и периодичностью их выполнения. Если, например, управляющая компания не занимается уборкой подъезда в доме, расположенном в Коломне, против этой услуги в графе оплаты будет стоять ноль. А если в доме, например, в Орехово-Зуево такая услуга есть, там будет указана ее стоимость. Жители платят за нее - значит, она должна предоставляться. То есть потребители (настоящие и потенциальные) и другие заинтересованные лица получат полную информацию о той или иной управляющей организации и смогут оценить ее деятельность в целом. Это заставит компании добросовестнее относиться к своим обязанностям.
А если управляющая компания разместит недостоверную информацию, ее накажут?
Валерий Шкуров: Да, Кодексом РФ об административных правонарушениях за это предусмотрен штраф для юридических лиц - от 250 тысяч до 300 тысяч рублей. Государственная жилищная инспекция Московской области уже наказывает нарушителей.
Может быть, стоит создать черный список проштрафившихся управляющих компаний?
Валерий Шкуров: А какой смысл? В нем мы увидим, например, ООО "Василек". И никому будет невдомек, что люди из него создали уже ООО "Подсолнух", который предлагает свои услуги как ни в чем не бывало. Обслуживать дом должны только профессионалы. В Подмосковье уже ведется их подготовка. Но и это не решит всех проблем. Да, у компании появится документ, подтверждающий ее компетентность. Но ведь ее все равно будут выбирать "колхозным" способом: через общее собрание жильцов. А те, например, скажут: "Нам достаточно слесаря дяди Вани". Или бывает, что несколько групп жильцов одного дома выбирают три разных компании. В результате приходит три платежки. И начинаются разбирательства, кто прав. Дело доходит до суда! Собрание собственников многоквартирного дома, мне кажется, ведет в никуда. Порядка в системе управляющих компаний не добиться, пока не будут установлены абсолютно одинаковые требования к содержанию жилого дома, независимо от того, кто им управляет: ЖСК, ТСЖ или управляющая компания.
Вернемся к стоимости коммунальных тарифов. В поселениях даже одного района они сильно отличаются. Причина ведь не только в управляющих компаниях?
Валерий Шкуров: Когда в соответствии с 131-ФЗ муниципальные образования поделили по поселениям, к каждому из них отошла своя часть коммунального сектора. А источники теплоснабжения разные. Одни работают на мазуте, другие на угле, третьи на электричестве, а кто-то тепло покупает у соседей. Отсюда и перекосы в тарифах. Например, Домодедовский район избежал этого, объединив всю территорию городским округом. В перспективе одинаковые тарифы будут установлены по всему Подмосковью. Начали с Можайского, Шатурского, Озерского районов. Там котельные переданы в аренду одной эксплуатирующей организации - "Водоканал Московской области", и жители этих территорий уже в ближайшее время станут оплачивать тепло по единым расценкам.
Миллиарды на "железо"
Валерий Максимович, этой зимой жители разных районов жаловались в "РГ" на холодные батареи дома. Вы лично разбирались с такими случаями?
Валерий Шкуров: А как же! Например, выезжал в Сергиев Посад. В конце января на теплотрассе, которую обслуживает ФГУП "Звезда", из-за гидроудара произошел прорыв. Жители одного микрорайона трое суток обходились без центрального отопления и горячей воды! Дело в том, что там тепловые сети находятся в плачевном состоянии, а эксплуатирующую организацию это мало волновало. Жители исправно оплачивали услуги, но деньги "Звезда" тратила на другие цели. И так поступают многие предприятия. Будем добиваться, чтобы они вкладывали деньги в "железо", в обновление оборудования. Потребуем от них адресного перечня работ и станем контролировать, как они идут. Рассчитываем, что при таком подходе в обновление сетей будет вкладываться около 20 млрд рублей в год.
Сколько районов имеют такие же проблемы, как и в Сергиевом Посаде?
Валерий Шкуров: Из 74 муниципальных образований - 12. Там будем применять антикризисные механизмы. Например, одна из проблемных территорий - Можайский район, где все котельные старые, нерентабельные. У местной администрации не хватает денег, чтобы привести их в порядок. Но недавно конкурс на их эксплуатацию выиграло акционерное общество "Водоканал Московской области" - предприятие со стопроцентным капиталом региона. Эта организация взяла кредит в банке и вместо дизельных котельных будет строить шесть, работающих на газе. Уменьшится себестоимость затрат, вырастет эффективность работы.
В целом система жилищно-коммунального хозяйства Московской области достаточно дееспособна, что показала эта зима. Например, число отключений тепла уменьшилось на 40%. Рассчитываем, что к зиме 2012-2013 года подготовимся еще лучше. Из бюджета области на замену предельно изношенного оборудования и систем коммунального теплоснабжения в этом году будет выделено 2 млрд рублей. Это позволит заменить около 4% старых сетей. Пока таких в Подмосковье около 80%.
Нет опасности, что в случае "ледяных дождей" тысячи жителей вновь окажутся без света и тепла?
Валерий Шкуров: Чтобы это не повторилось, для обеспечения безостановочной работы объектов жизнеобеспечения закупаем автономные резервные источники электроснабжения - в первую очередь передвижные. А теплоснабжающие предприятия укомплектовываем мобильными блочно-модульными котельными. Они должны быть в каждом районе.
А жители военных городков, которые должны стать "штатскими", будущей зимой вновь будут замерзать в своих квартирах?
Валерий Шкуров: Коммунальные объекты находятся там в плачевном состоянии. Жилые дома обслуживает компания "Славянка", за инженерные коммуникации, тепло отвечает РЭО, а за электрические сети - "Оборонэнерго". Они централизованно получают средства от минобороны. А куда уходят платежи жителей за услуги - не понятно. Получается, что этим организациям экономически не интересно заниматься инженерными сетями, поскольку минобороны может не включить в контракт работу с трубопроводами, котловым оборудованием... Что и происходит. Поэтому там огромный недоремонт. Но заняться приведением в порядок этого хозяйства Подмосковье пока не может.
В соответствии с федеральным законом Минобороны России имеет право передать военные городки в муниципалитеты в том состоянии, в котором они находятся. А регион обязан описать имущество: жилые дома, котельные, социальные объекты, определить границы поселений и затем направить пакет документов в минобороны. В течение двух месяцев это ведомство должно сообщить, дает оно согласие или нет на передачу имущества. 41 муниципальное образование Подмосковья уже выполнило свою часть работы. По 18 из них истек двухмесячный срок. Но никакого ответа из минобороны мы так и не получили. Значит, не можем принять имущество военных городков и начать его ремонтировать. Но сидеть сложа руки не собираемся. Будем добиваться передачи имущества через суд. Сделаем все возможное, чтобы подготовка к зиме там прошла на должном уровне.
Не только в землю
Общая беда столицы и Подмосковья - мусор. Это правда, что лимит областных полигонов практически исчерпан?
Валерий Шкуров: 18 из 41 полигона, расположенных в Подмосковье, практически полностью заполнены, и в этом году их планируем закрыть. В 2013-2015 годах заканчивается проектный срок эксплуатации еще у 14. По нашим расчетам, при условии, что столица и Подмосковье, как и прежде, будут ежегодно захоранивать 9,7 млн тонн мусора, вместимости полигонов хватит года на 3-4.
Будете открывать новые полигоны?
Валерий Шкуров: Нет, пойдем другим путем. В феврале правительство региона утвердило долгосрочную целевую программу "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы". В частности, в ней запланировано строительство 11 мусороперерабатывающих и 4 мусоросортировочных комплексов, 4 мусороперегрузочных станций. К тому же столица и Подмосковье будут строить совместные перерабатывающие комплексы. Это позволит отказаться от прямого захоронения и сжигания мусора на территории области. Сейчас специалисты подбирают самые эффективные технологии утилизации отходов.