Герман Стерлигов: Нужно создать Международный экологический трибунал

Бизнесмен и общественный деятель Герман Стерлигов, известный своими неординарными поступками и суждениями, разработал Новую экологическую доктрину.

Некоторые ее позиции, прямо скажем, шокируют. Например, призыв снять международный мораторий на смертную казнь для экологических террористов.

Всевозможных экологических доктрин и стратегий было немало. Вопрос в том, как прекрасные планы реализовать. Но вы, очевидно, считаете этого недостаточно для спасения человечества?

Герман Стерлигов: Главное наше отличие в следующем. Во главу угла ставится не вина политиков, чиновников и бизнесменов по уничтожению экологии, а первопричиной уничтожения окружающей среды становится научный прогресс. То есть ученые.

Обычно говорят, что ученым заказывают их исследования. Но это совсем не так. Ни политики, ни чиновники, ни бизнесмены не могут заказать, скажем, генную модификацию или деление ядра, так как не разбираются в физике или в генетике. Поэтому это ложь, подмена тезисов, когда говорят, что ученым заказывают исследования. Оплачивают - да. Но для этого ученые сначала приходят к политику или бизнесмену и рассказывают малопонятные вещи о некоем новом изобретении, которое принесет большие дивиденды политику или бизнесмену. И если ученому удается это доказать, то он получает деньги. А потом, что бы ни произошло ("Фукусима", бомбардировка городов или фонтаны нефти в Мексиканском заливе), он всегда скажет: мы просто выполняли заказ, мы люди подневольные. И таким образом они всегда уходят от ответственности, будучи на самом деле первопричиной всех катастроф и набирающей обороты глобальной экологической катастрофы.

Мы предлагаем конкретный путь ее остановки - создание Международного экологического трибунала, учредителями которого должны стать главы государств. Необходимо ввести в международный юридический оборот понятие экологического терроризма и снять мораторий на смертную казнь за него. Надо создавать специальный вооруженный контингент "зеленые каски" - подразделения по физическому уничтожению экологических террористов в разных точках земного шара.

Экологический террорист - это кто?

Герман Стерлигов: Это тот, кто работает над системным уничтожением окружающей среды. Это фундаментальные исследования. Прежде всего в химии, физике, генетике. Не то, как лучше сделать химический раствор для того, чтобы зеленка эффективней работала, а фундаментальные исследования, которые залазят туда, куда лезть вообще нельзя, потому что все сразу портится и ломается.

Смертная казнь для экологических террористов, в первую очередь ученых, конечно, сильно сказано. Такими шокирующими заявлениями вы массу потенциальных сторонников от себя оттолкнете.

Герман Стерлигов: Очень важный момент. Чем более крайнюю планку мы поставим, тем более адекватным будет казаться любое другое наказание. Допустим, уголовная ответственность с тюремным заключением или с отработкой на особо вредных предприятиях, или на ликвидации фукусим и т. д. Это все будет гуманнее, чем смертная казнь.

Значит, в XXI веке мировое сообщество может объединиться только на экологической идее?

Герман Стерлигов: Если оно не объединится, мы все реально погибнем. Не в переносном смысле, а в буквальном. Либо ученые уничтожат человечество, либо человечество уничтожит ученых, которые уничтожают человечество. Третьего нет.

Наука - это абсолютное зло?

Герман Стерлигов: Речь идет только о тех ее секторах, которые работают на разрушение природы и человека. Профессор изящной словесности или доцент ГИБДД (есть такие), они не в теме по разрушению.

Первый пункт вашей доктрины - создание национальных экологических партий и организаций, принявших доктрину. Теперь в России будет несложно создать новую партию. Вы воспользуетесь этим правом?

Герман Стерлигов: Да, безусловно. 23 апреля состоится учредительный съезд экологической партии. Ее создают очень молодые ребята во главе с Максимом Головиным. Они предложили мне возглавить партию. Я не дал согласия и скорее всего не дам, но буду поддерживать их всячески. Надо, чтобы партию возглавляла молодежь. Старшее поколение очень трудно переубедить. Нам так вбили в головы в институтах, в школах, на работе, что наука - это безусловное благо, это храм, что страшное мракобесие выступать против прогресса. Мы просто зомбированные, покалеченные люди.

Вы предлагаете ограничивать право деятельности различных "околонаучных организаций и физических лиц". Но как определить носителя истины, особенно в науке? Это должны быть корифеи науки?

Герман Стерлигов: Если допускать колдунов-ученых, чтобы они судили этих же самых ученых, то это рука руку будет мыть. Это все равно что пойти к "таганским", чтобы они дали заключение на действия "люберецких". Там должны быть верующие люди разных стран, главы семейств, у которых есть внуки, у которых хорошая биография, которыми гордится своя страна. Которые не запятнаны уничтожением ни окружающей среды, ни людей.

Конечная цель доктрины?

Герман Стерлигов: Наложение моратория на целый ряд исследований в отдельных сферах познания, таких как клонирование, генная модификация, исследование структуры воды и прочие вещи, которые смертельно опасны для человечества. Кстати, считаю, что вступление в ВТО для экологии хорошо, потому что у нас остановятся тысячи никому не нужных предприятий.

Значит, народ останется без работы, без хлеба.

Герман Стерлигов: Да. Это великое благо для народа, что он останется без той работы, которая у него сейчас есть, и без того хлеба, который он покупает в магазинах. Это не хлеб, это хлебозаменитель. Когда народ останется без работы, у него появится колоссальная возможность изменить свой образ жизни.

И уехать в деревню? Это ведь еще одна составляющая вашей доктрины.

Герман Стерлигов: А для этого государство одновременно с остановкой предприятий должно давать людям бесплатно землю, стройматериалы, семена и освобождать от всех даней и поборов лет на десять. Чтобы люди создавали свои крестьянские хозяйства. Это будет великий праздник для миллионов людей, которые сейчас этого не понимают. И ждать, когда они это поймут, не надо. Я тоже не понимал до того, как создал свое крестьянское хозяйство. Оказывается, это было лучшее в моей жизни, когда я разорился и некуда было деваться, и мне пришлось поехать в лес и создавать свое крестьянское хозяйство.

Вы предлагаете полностью расселить города?

Герман Стерлигов: Города останутся, но они должны быть адекватными требованиям города. Это управление, полиция, спецслужбы, журналистика и т. д. Не надо собирать все население в города. Это обрекает всех горожан, включая самых элитных, на то, чтобы питаться генномодифицированной отравой. Потому что когда 3 процента населения должны прокормить 97 процентов населения, это можно сделать только за счет научных достижений, то есть отравы.

История с Киотским протоколом показала, что все прекраснодушные разговоры о необходимости сохранять природу разбиваются об экономическую целесообразность. Именно поэтому США в последний момент вышли из договора. Вы думаете, дальше они будут поступать иначе?

Герман Стерлигов: Вот поэтому нужно межгосударственное образование - Международный экологический трибунал.

Они туда просто не войдут, вот и все.

Герман Стерлигов: Войдут, не войдут - над этим надо работать. Путь осилит идущий.

мнение

Константин Северинов, доктор биологических наук, профессор Сколковского института технологий и Университета Ратгерса (США), заведующий лабораториями Института молекулярной генетики РАН, Института биологии гена РАН

Фото: Сергей СавостьяновДискутировать с бывшим мультимиллионером, а теперешним гусе- и овцеводом и политическим провокатором может быть и не стоило бы, но в своем интервью Герман Стерлигов вольно или невольно поднимает важный вопрос о роли науки в современном обществе и о степени ответственности ученых за результаты практического применения своих исследований. Последний вопрос занимал людей, гораздо более серьезных, чем г-н Стерлигов и однозначного ответа на него нет и, скорее всего, никогда не будет. Результаты фундаментальных научных исследований являются достоянием всего человечества, они увеличивают наши знания о себе, об окружающем мире и о нашем месте в этом мире, и именно эти знания отличают нас от животных. Многие из этих знаний лежат в основе того стиля жизни, к которому люди, живущие в цивилизованных странах, привыкли, а те, которые не попали в "золотой миллиард", всеми силами стремятся. Безусловно, фундаментальные знания лежат в основе всех видов оружия, как конвенциального, так и оружия массового поражения. Это оружие было разработано упорным трудом ученых, инженеров и технологов, которые, безусловно, имели не только научные, но и другие (карьерные, имущественные и т. д.) интересы во время выполнения этих работ. Финансировались и организовывались эти разработки политиками исходя из собственного (правильного или неправильного) понимания политического момента и целесообразности. И, как правило, именно ученые, а не политики или военные, выступали за контроль использования результатов своих исследований (вспомним Пагуошскую или Асиломарскую конференции). С другой стороны, одностороннее прекращение или введение политиками ограничений на научные разработки (как в случае с эмбриональными стволовыми клетками), не приводило к глобальному ограничению исследований, а лишь замедляло его в тех странах, которые были готовы идти на запретительные меры. Тем не менее качественная экспертиза и дискуссии об ответственности ученых (так же как ответственности военных, политиков, и других заинтересованных групп) при выделении средств на разработку крупных научных проектов, результаты которых могут затронуть все общество, очень полезна, при условии, что она проводится лицами, заинтересованными в решении сложных вопросов и понимающими, что простых ответов не существует. Открытое общество, возможно, предоставляет оптимальные методы такого контроля. Угроза смертной казни комитетом, состоящим из глав государств - людей, мягко говоря, заинтересованных и, безусловно, не обладающих научными знаниями, представляется не только не эффективной, но еще и просто глупой. Бросьте, г-н Стерлигов, куры (гуси, овцы) засмеют!

А что касается роли науки в нашей жизни, ее важности для благосостояния всех и каждого и развития нашей страны, то тут двух мнений быть не может: сведение науки до разработки улучшенной зеленки или непротекающих прокладок и ограничение деятельности всех этих физиков, химиков и биологов, которые лезут туда, куда г-н Стерлигов считает "лезть не надо", это прямая дорога к дальнейшему отставанию нашей страны, ее скорейшему сведению к роли третьеразрядной державы с необразованным и бедным населением, занятым столь милым г-ну Стерлигову землепашеством в форме натурального хозяйства. Наполеон утверждал, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Времена поменялись, и сейчас тот, кто не хочет кормить свою науку, будет кормить не только чужую науку, но и чужую армию, а кончит неминуемой потерей национальной независимости. Примеры слишком многочисленны, чтобы их приводить в короткой заметке, но мало кто возьмется оспаривать, что страны с более развитой наукой имеют большую степень экономического могущества и политического влияния, чем страны, передовой наукой не обладающие. Население стран с передовой наукой более образованно и живет богаче, чем население стран, в которых наука не развита. Дети в странах с развитой наукой болеют меньше, а люди живут дольше, чем в странах, где основная часть населения занята сельским хозяйством. Разве одного этого недостаточно, чтобы приложить все усилия, чтобы как можно большее количество россиян могли посвятить себя науке и чтобы условия в нашей стране позволяли им совершать открытия и применять их результаты на практике у себя на родине?