22.04.2012 23:39
    Поделиться

    Во Франции прошел первый тур президентских выборов

    Еще за полчаса до закрытия избирательных участков во Франции, агентство "Франс Пресс" передало новость, которую ждали все мировые СМИ. По данным нескольких институтов изучения общественного мнения CSA, Ipsos и Harris Interactive, кандидат от социалистов Франсуа Олланд набирает 28-29 процентов, а президент Николя Саркози - 25-26 процентов голосов. На третьем месте - лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен (от 17 до 20,7 процента). Четвертым пришел глава "Левого фронта" Жан-Люк Меланшон. Его результат - от 10 до 13 процентов. Как сообщили ранее швейцарские СМИ, Олланд также лидирует по итогам голосования во французских заморских владениях. Таким образом, фавориты гонки Олланд и Саркози выходят во второй тур президентских выборов. Он состоится 6 мая. Международные наблюдатели отмечали, что французы голосовали активнее, чем ожидалось. Явка на выборах составила более 70 процентов. 45 миллионов избирателей были приглашены на 85 тысяч участков, чтобы отдать свои голоса одному из десяти кандидатов на десятых по счету за историю Пятой республики президентских выборах. Правда, не все французы воспользовались этим правом.

    По предварительным данным, число людей, "проголосовавших ногами", то есть тех, кто предпочел провести воскресный день на лоне природы, превысило уровень выборов 2007 года. Тогда он достиг 17 процентов. И этому есть объяснение: первый тур выборов совпал с началом пасхальных каникул, когда многие семьи вместе с детьми отправляются кто на юг, а кто и в теплые края. Особенностью нынешних выборов стали строгие правила, введенные Национальной комиссией по контролю за избирательной кампанией. Она запретила проведение опросов и публикацию их результатов в каких-либо СМИ в день выборов вплоть до закрытия последнего избирательного участка, то есть до 20.00 (22.00 мск), с тем чтобы, как подчеркнуто в коммюнике комиссии, "избавить электорат от внешнего давления". Предусмотрено и наказание нарушителям - 75 тысяч евро.

    Основные институты и агентства по зондажу общественного мнения обещали воздержаться от распространения данных экзит-полов, а также обещали "не сливать" информацию иностранным СМИ. Дело в том, что накануне бельгийцы и швейцарцы заявили, что французские законы им не указ и они воспользуются любыми сведениями, которые получат до официального завершения выборов.

    Тем временем оба фаворита битвы за высший государственный пост, воспользовавшись короткой передышкой, провели выходные по-разному. Николя Саркози остался в Париже, где и проголосовал на избирательном участке в 16-м округе столицы неподалеку от дома, где живет вместе с супругой Карлой и дочерью Джулией. Франсуа Олланд отправился в город Тюль в департаменте Коррез, генеральный совет которого возглавляет. Там и исполнил свой гражданский долг.

    С Роланом Дюма, одним из видных деятелей Социалистической партии, другом и соратником первого президента-социалиста Франсуа Миттерана, я встретился, когда тот вернулся с избирательного участка. Конечно, во Франции не принято спрашивать, кому люди отдали свой голос. Считается "моветоном". В прессе даже проскочила поразившая меня цифра - около трети жен и мужей здесь не делятся такой информацией. Однако Ролан Дюма не скрывает, за кого голосовал.

    Ролан Дюма: Конечно, за Франсуа Олланда. Надеюсь, он одержит победу во втором туре выборов и въедет в Елисейский дворец. Таким образом, как и многие мои соотечественники, я проголосовал против нынешнего президента. Моя позиция - это позиция французских социалистов, все эти годы находившихся в оппозиции. Наш кандидат провел предвыборную кампанию на высоком уровне. Он обладает необходимыми знаниями и качествами, чтобы возглавить Францию, и я убежден, что он этого заслуживает.

    Французы выбирают не только человека, но и определенную политическую линию, стиль руководства, свое будущее...

    Ролан Дюма: Генерал де Голль говорил, что стать президентом означает создать "особые узы" между нацией и их избранником. Но это и политический выбор. С тем, что предлагает Франсуа Олланд, я в целом согласен. Тем не менее должен заметить, что в нынешней предвыборной кампании был некий изъян. Она была почти целиком "франко-французской", сконцентрирована вокруг вопросов внутренних. Увы, кандидаты недостаточно внимания уделили международной тематике. Сознаюсь, меня это здорово разочаровало.

    Как вы оцениваете деятельность Николя Саркози на посту президента? Среди его сильных сторон часто называют энергичность, деловую хватку, которые он проявил, в частности, на европейском направлении, борясь с финансовым кризисом.

    Ролан Дюма: Это так, но ряд шагов, которые он сделал, совсем не однозначны, а со многими я вообще не согласен. К примеру, возвращение в НАТО. Ведь в свое время генерал де Голль определил суверенный внешнеполитический курс, которого все его преемники в Елисейском дворце, как левые, так и правые, придерживались. Самостоятельный голос Франции слушали и слышали. Теперь ситуация иная. Или активная роль в ливийских событиях. Мы знаем результат: Ливия подверглась бомбардировкам западной авиации, и в первую очередь французских ВВС. Муамар Каддафи, которого Саркози несколько лет назад принимал с помпой в Париже, был зверски убит, а сейчас той стране, мягко говоря, далеко до нормализации. Именно с таким внешнеполитическим курсом Николя Саркози я не согласен и резко его критикую.

    По отношению к Сирии также занята жесткая позиция...

    Ролан Дюма: При Саркози, на мой взгляд, Франция вдруг превратилась в страну "воинственную", что ей не свойственно. А ведь наша политика, включая и то время, когда при Франсуа Миттеране я руководил МИДом, всегда была сдержанной: отдавали предпочтение дипломатии с целью укрепления мира и никак не наоборот. Но теперь я вижу, что методы полностью поменялись. Возьмем, к примеру, заседание так называемого "Комитета друзей Сирии", которое прошло на днях в Париже. Бессмысленная затея. "Друзья" какой Сирии, когда в этой стране есть законное правительство? Да, можно осуждать действия Башара Асада, но это не значит, что его правительство нелегитимно. Участие в подобных "крестовых походах" мне представляется опасным делом.

    Итак, международные дела не были приоритетом в предвыборной кампании. Пожалуй, за исключением афганской тематики. Саркози заявил, что намеревается вывести французский контингент к концу 2013 года.

    Ролан Дюма: Франсуа Олланд, если его изберут, сделает это раньше - к концу 2012 года, а может быть, и до этого.

    Какой позиции Франсуа Олланд придерживается относительно членства Франции в НАТО?

    Ролан Дюма: Пока окончательно не определился. Однако этот вопрос, насколько мне известно, в случае победы на выборах будет поднят довольно скоро. С одной стороны, в свое время Олланд был против такого шага, с другой, если судить по некоторым его высказываниям, он считает, что Париж не получил достаточного веса в этом альянсе. Напомню, что Жак Ширак некогда предлагал в качестве условия возвращения Франции в структуры НАТО передать ей южное командование со штаб-квартирой в Неаполе, но американцы отказались, желая оставить за собой контроль над Средиземноморьем. Я также надеюсь, что Франсуа Олланд с осторожностью отнесется к планам США по развертыванию элементов ПРО в Европе. Я считаю, что это замаскированный агрессивный акт, который лишь обострит международную обстановку. Эту точку зрения я не раз ему высказывал.

    Что вас удивило в предвыборной кампании, стало сюрпризом?

    Ролан Дюма: Несомненно, успех лидера Левого фронта Жана-Люка Меланшона. Ему удалось вернуть на политическую сцену некогда сильных коммунистов. Он прекрасно прочувствовал ситуацию, недовольство масс, чем умело воспользовался благодаря своему чутью и ораторскому таланту. Увидите, это отразится на будущем составе французского парламента: там появится его фракция и Меланшон превратится в реально влиятельную фигуру.

    Вопрос о том, кому быть президентом, открыт вплоть до 6 мая, но любой, кто им станет, столкнется с большими проблемами, и в первую очередь в экономике.

    Ролан Дюма: Это так. Серьезные аналитики констатируют, что страны ЕС, включая Францию, ослаблены. На днях об этом заявила глава МВФ Кристин Лагард, подчеркнув, что "Европа не вышла из кризиса". То есть новому главе государства сразу придется принимать трудные, непопулярные решения. В том числе по линии сокращения госрасходов, повышения налогов.

    В этой обстановке раздаются голоса, что Франсуа Олланд недостаточно подготовлен к испытаниям, мол, не хватает опыта...

    Ролан Дюма: Это все сказки. Я хорошо знаю Франсуа. Он был директором моего кабинета в начале 80-х годов, когда я занимал пост официального представителя правительства Пьера Моруа. Он давно уже готовился к борьбе за Елисейский дворец, к президентской ноше. Франсуа очень способный человек. К тому же вокруг него много опытных товарищей по партии, как его, так и старшего поколения соцпартии: Жак Ланг, Лионель Жоспен, Мартин Обри и другие. Те же, кто считает Олланда недостаточно решительным, даже мягкотелым, сильно ошибаются. Да, он улыбчив, добродушен, но, когда нужно, тверд и действует без лишних колебаний. Что касается управленческого опыта, то он у него немалый. Он его проявил, к примеру, в качестве руководителя соцпартии, а это, поверьте, дело непростое.

    Итак, вы настроены оптимистично относительно шансов Франсуа Олланда одержать победу?

    Ролан Дюма: И имею на это все основания. Конечно, второй тур будет сложным. Не станем забывать, что в 2007 году Сеголен Руаяль проиграла Николя Саркози во многом по той причине, что тот был более убедительным в ходе телевизионных дебатов на финишной прямой. Надеюсь, на этот раз этого не случится.

    Поделиться