В Петербурге "Балтийский дом" представил премьеру "Деревья умирают стоя"

Ведущая актриса петербургского Театра-фестиваля "Балтийский дом" Татьяна Пилецкая  сыграла бенефисную роль в премьере "Деревья умирают стоя" по пьесе испанского драматурга-классика Алехандро Касоны. Спектакль специально для нее поставил известный режиссер Александр Белинский. Корреспондент "РГ" побывала на премьере, а после побеседовала с актрисой.

Российская газета: Татьяна Львовна, какие ощущения, эмоции от премьеры?

Татьяна Пилецкая: Конечно, радость от общения с замечательным драматургическим материалом и возможности снова выйти на сцену к зрителю, которого я очень люблю и мнением которого дорожу. Надеюсь, наш спектакль доставит радость публике. Там все есть. Хорошая режиссура. Великолепнейшая сценография художника Ирины Бируля. Чудесная музыка. Юмор. Темы, волнующие всех - о семье, о любви.

Белинский - режиссер высочайшего класса. Вместе мы работали давно, на телевидении. Когда от него поступило такое предложение, я, честно говоря, растерялась. Но с первых же репетиций тревоги ушли, я почувствовала крепкую режиссерскую задумку, и мне стало комфортно. Признаюсь, напряжение было невероятное. Но я с большим удовольствием и радостью приходила на репетиции. Они были сложные. Сначала мы репетировали в маленькой комнате, в тесноте, толкая и задевая друг друга локтями. Постепенно дошли до сцены. Появились великолепные декорации. А уж костюмы! Накануне первого "прогона" в костюмах я даже сказала режиссеру: "Александр Аркадьевич, возьмите с собой валидол. Иначе вы упадете - у меня такие роскошные туалеты! И такая прическа - просто невероятно!"

РГ: Бабушка Эухения - это роль-мечта?

Пилецкая: Еще бы! Ее играли Фаина Раневская в Москве, Верико Анджапаридзе в Тбилиси, Елена Юнгер в Ленинграде. В репертуаре драматических театров есть несколько пьес, о которых актрисы старшего поколения могут только мечтать. Это "Театр" Моэма, "Странная миссис Сэвидж", "Деревья умирают стоя". Две из них мне удалось сыграть. (Роль Джулии Ламберт Татьяна Пилецкая играла несколько лет в петербургском театре "Приют комедианта" в спектакле "Крепкий чай с бисквитным пирожным". -  "РГ"). О Сэвидж все еще мечтаю.

РГ: В "Деревьях…" вы поете на английском, танцуете.

Пилецкая: Танцевать мне несложно. Все-таки балетная школа помогает (я окончила Вагановское хореографическое училище).

РГ: Все восхищаются вашей великолепной осанкой. Всегда прямая спина. Всегда на каблуках. Как держите себя в форме?

Пилецкая: Это все балет, заложено с детства. Гимнастику, к сожалению, не делаю, ленюсь. Как только согнусь, муж бьет меня по спине: "Выпрямись!" Я говорю: "Бей, бей!" Стоит позволить себе согнуться - и все, в привычку войдет.

РГ: Есть ли предложения в кино?

Пилецкая: Получила сценарий от московской студии RWS - это детский фильм. Снялась в сериале "Я ему верю!" (рабочее название было "Инспектор по надзору"). Его показали на белорусском телевидении. Роль у меня хорошая: бабушка главной героини Жени, капитана милиции. Снова моя героиня - бывшая балерина.

РГ: Везет вам на актрис, балерин! Сериал "Вербное воскресенье", спектакли в театре "Приют комедианта" - "Крепкий чай с бисквитным пирожным", "Заноза"…

Пилецкая: "Занозу" Франсуазы Саган мы с Иваном Краско играем уже 13-й год, всегда при аншлагах!

А недавняя постановка итальянского режиссера Риккардо Соттили "Кто эти люди?! или Встречи, которых не было" в нашем "Балтийском доме". Там у меня роль Ираиды Игнатьевны, бывшей актрисы, помощницы и секретаря знаменитого режиссера, одного из основателей Московского Независимого театра (это прототип Станиславского). Ираида -  прототип Лилиной, жены и помощницы Станиславского, актрисы МХТ.

РГ: Да, ваша героиня все время вставляет - к месту и не к месту: "Когда я играла Миранду в Пензе…" Хороший спектакль получился. Жаль, не репертуарный. (Спектакль был сыгран в Санкт-Петербурге на фестивале "Балтийский дом" в октябре прошлого года - тогда он назывался "Верю! Не верю!", и на фестивале "Встречи в России" в апреле нынешнего года. - "РГ").

Пилецкая: Удовольствие от работы я получила огромное. Режиссер очень интересный, актеры легкие, радостные, открытые, приятные в общении люди.

РГ: Как репетировали? С помощью переводчика? Половина артистов - русские и половина - итальянцы. Спектакль идет на двух языках.

Пилецкая: Нет, переводчик не понадобился. Режиссер хорошо говорит по-русски. Риккардо своим объяснял на итальянском, нам - на русском. И немного знает русский Антонио, один из актеров. За время репетиций мы научились понимать друг друга.

РГ: Вышли три ваших книги. Сейчас пишите?

Пилецкая: Нет времени на это. Книжки рождались, когда были творческие паузы - в театре, в кино. А сейчас много работы. Может, летом, во время отпуска, что-то и напишу.

Прямая речь

Александр Белинский, режиссер:

- Спектакль "Деревья умирают стоя" я поставил из-за Татьяны Пилецкой. Я много лет знаю ее и сам выбрал пьесу для нее. Пьеса достойная. Поэтому я решил тряхнуть стариной… Спектакль музыкальный, я все придумывал, исходя из индивидуальности актрисы. Пилецкая по образованию балерина, поэтому у нас она танцует, звучат "Кумпарсита" и "Болеро". Мне доводилось работать с Татьяной Львовной прежде, но это было очень давно, она замечательно играла отрицательную роль в моем телевизионном спектакле "Кандидат партии" по пьесе А. Крона, где ее партнером был Павел Луспекаев. А еще был двухсерийный фильм "В старой Москве" по пьесе Веры Пановой с Николаем Симоновым.

Как мне работалось сейчас? Замечательно. Как в санатории! Пилецкая - человек с хорошим вкусом, с добрым характером. Умная девочка - была, умная женщина - сейчас. Теперь уже ее внучка Лиза, художница, оформляет мою новую книгу.