Животноводство станет приоритетным направленим воронежского агропрома

Чтобы сделать животноводство более привлекательной отраслью, региональные власти начали распределять льготное топливо для сельхозпроизводителей с учетом их работы именно в этой сфере АПК. Крупные инвесторы делают ставку на племенные фермы, а откорм бычков, по мысли чиновников, могут взять на себя небольшие хозяйства. Между тем фермеры считают это направление нерентабельным.

Стейк с подворья

Проект по развитию мясного скотоводства на базе крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) идет в Воронежской области около двух лет. По мнению замруководителя департамента аграрной политики Андрея Измалкова, фермеры потихоньку "раскачиваются":

 В 2011 году в КФХ увеличились количество крупного рогатого скота (на 3700 голов) и объем производства мяса - на пять процентов. Но потенциал значительно больше, ведь крестьянско-фермерских хозяйств, ИП и сельхозкооперативов у нас 3500, личных подсобных хозяйств - более 360 тысяч. В сумме они дают более половины валового регионального продукта в сельском хозяйстве. Но с мясом успехи скромные - 3,7 процента. Радует, что уровень инвестиционной активности фермеров за год вырос на 70 процентов. Были освоены приличные суммы компенсаций из бюджета. 134 воронежских КФХ смогли купить технику через "Росагролизинг" за полцены.

Чиновники решили направить на поддержку начинающих фермеров в текущем году порядка 39 миллионов рублей - скорее всего, в виде грантов на создание и развитие КФХ и единовременных пособий на бытовое обустройство.

- Думаем, как разделить эти деньги между фермерами. Поровну, по 150 тысяч, - смешно. Может, пустим их на обеспечение кредитов, чтобы руководитель хозяйства мог под наши гарантии взять в банке 10-15 миллионов, - сказал глава департамента аграрной политики Анатолий Спиваков.

Адреса счастья

Участники недавнего съезда фермеров области, услышав о такой поддержке начинающих хозяйственников, загудели, мол, что такое 150 тысяч, если "корова приносит одни убытки".

Скептикам рассказали об опыте братьев Луцовых из Рамонского района. Весной 2010-го они купили у обанкротившегося хозяйства около сотни телок-симменталок, раскошелились на трех породистых быков. В прошлом году уже сдали часть родившихся бычков на местный фидлот - открытую откормочную площадку. В проект было вложено порядка пяти миллионов рублей. Долги по кредитам на закупку скота погашены, удалось частично реконструировать помещения, приобрести технику для заготовки кормов.

Другой пример для подражания - КФХ Юрия Губина из Аннинского района.

- Начиналось с нуля. Я продал подсолнечник и выручил пять миллионов рублей… На них купил сто коров казахской белоголовой породы и четырех быков. На следующий год имел 92 теленка. Потом еще два раза покупал по сто коров за пять миллионов. Сейчас у меня в общей сложности 700 голов, в планах - дойти до тысячи, - сообщил Юрий Губин.

По его словам, производство мяса - очень эффективно:

- Любой фермер может содержать сто коров! Судите сами: у каждого в среднем по тысяче гектаров, с них получается полторы тысячи тонн зерна, десять процентов идет в отходы. Подработал их, подсушил - вот и готовый корм. Жом бесплатный, соломы подкупить - не проблема. Сено есть у всех, кто ведет правильный севооборот. Надо только пресс достать - но и это не проблема. Помещения у меня были старые, я нанял десять человек, плачу им по 16 тысяч рублей. Затрат - не замечаю! Зато вижу, что животноводство реально устойчиво. Вот, в 2010 году урожай был нулевой, а скот от климата меньше зависит. Соломы на два года запаси - и легко проживешь.

Инвестиционная активность фермеров за год выросла на 70 процентов. Были освоены большие суммы компенсаций из бюджета

Правда, зал вновь был взбудоражен информацией о том, во сколько Юрию Губину обошлись коровники. Оказалось, что тот купил имущество экс-совхоза при банкротстве всего за восемь миллионов рублей. Правда, Анатолий Спиваков парировал: по области немало мест, где разорившиеся сельхозпредприятия отдают задарма: "Подскажем адреса в Богучарском или Петропавловском районах".

Сперва шнурки

Между тем районные власти, с которых за развитие животноводства спрашивают по всей строгости, вынуждают фермеров покупать коров. Это стало ясно из выступления руководителя КФХ из Бобровского района Максима Тринеева:

- На словах все гладко. В прошлом году мы поверили в обещания и стали готовиться к запуску фермы. Нам объявили о 50-процентной скидке на отечественную сельхозтехнику. Кто ее получил? Человек десять! Ну, хорошо, здесь не все присутствуют. Мы льготной техники не увидели, хотя заявку подали вовремя. Следующая мера поддержки - субсидирование процентной ставки по кредиту на покупку техники импортной. Кто получил? Мы за свой комбайн полгода проценты платили, пришли с документами в департамент аграрной политики и слышим: "Денег нет". Но мы все-таки с идеей создать ферму еще не расстались, купили кормозаготовку и погрузчик. Это семь миллионов рублей. Заикнулись о компенсации - снова: "Денег нет, сначала заведите стадо, а потом помощи с техникой просите". Все перевернуто с ног на голову - сперва шнурки, потом ботинки! Мы семена выращиваем, зачем нас загонять в животноводство? Предлагали в райадминистрации компромисс: мы будем заготавливать сено для местного предприятия, которое профессионально занимается разведением мясного скота, а они пусть на нашу долю лишние 300 голов держат. Власти не соглашаются: "Купите коров сами!"

В департаменте аграрной политики признали: по большинству направлений господдержки заявок больше, чем бюджет в состоянии профинансировать. Но в 2012 году задолженность перед животноводами по субсидиям на покупку скота и оборудования погашена. Ожидается поступление федеральных средств на племенную поддержку и компенсации за проданное молоко.

- В случае с Максимом Тринеевым чувствуется недопонимание с районными властями, разберемся, - пообещал Анатолий Спиваков. - А идею кооперации с племпредприятием я считаю разумной. Но хочу, чтобы все поняли: развивать животноводство придется. Не надо указывать на финансовые проблемы - 90 процентов сельхозпредприятий области рентабельно! Причем абсолютное большинство - многоотраслевые, им проще выйти на окупаемость. Земельные ресурсы у нас есть. Задача - предельно их использовать. Надо учиться у эффективных инвесторов рачительно вести бизнес.

Прямая речь

Александр Евсеев, руководитель ГК "Агротех-Гарант", председатель комитета по аграрной политике Воронежской облдумы:

- У нас молочная ферма, проблем масса. Рентабельность на нуле - хотя мы не строили мегакомплекс за бешеные деньги, а просто создали нормальные условия дояркам и коровам… Никому не хочется лезть в животноводство, но мы в ответе за развитие сельских территорий.

Сергей Рождественский, председатель воронежской ассоциации КФХ и сельхозкооперативов "Нива":

- По разным оценкам, рентабельность крестьянско-фермерских хозяйств последние три года держится на уровне десяти процентов - с учетом мер господдержки. А нужно, как отмечено в национальном докладе по выполнению госпрограммы развития сельского хозяйства, минимум 25. Цены на продукцию фермеров растут медленнее, чем на другие продукты и товары, чем процентные ставки по кредитам.