Летом наша страна станет полноправным членом ВТО. Как это отразится на нашем сельском хозяйстве и, в частности, на агростраховании?
Госпрограммы субсидирования агрострахования есть далеко не во всех странах, и даже там, где есть, они зачастую не столь значительны, чтобы уделять им особое внимание на переговорах о регламентах ВТО. Однако, поскольку все большее число стран рассматривает страхование сельхозрастений и животных в качестве важного инструмента управления рисками, а субсидии, которые оказывают нерыночное влияние на производство, отменяются, правилам агрострахования в правилах ВТО в будущем, возможно, будет уделяться больше внимания.
Сосредотачиваясь лишь на мерах поддержки отечественных производителей, члены ВТО обязаны каждый год информировать организацию о госпрограммах поддержки сельского хозяйства. Меры поддержки необходимо классифицировать и по категориям, известным под названием "корзин". Меры "зеленой корзины" не должны влиять или могут иметь лишь незначительное нерыночное влияние на торговлю. Финансирование мер "зеленой корзины" не ограничивается.
Программы агрострахования можно тоже отнести к мерам "зеленой корзины", если они отвечают нескольким критериям. Во-первых, право на страховую выплату должно предоставляться в случае потери дохода, который превышает 30% среднего валового дохода или эквивалентной суммы чистой прибыли за предыдущие три года, или показателя среднего годового дохода за три года, который рассчитывается за предыдущий пятилетний период. Во-вторых, страховая выплата не должна превышать 70% утраченного дохода за год, в который производитель получил право на получение помощи. В-третьих, страховая выплата должна рассчитываться исключительно на базе дохода и зависеть от вида или объема производства, которое осуществляет производитель, внутренних и международных цен на эту продукцию или других факторов производства. И, наконец, в-четвертых, если производитель получает страховую выплату по программе агрострахования на протяжении того же года, что и компенсацию по государственной программе защиты от стихийного бедствия, общая сумма этих платежей не должна превышать 100% общей суммы убытков производителя.
В "голубой корзине" - меры, которые оказывают нерыночное влияние на производство и торговлю и требуют от сельхозпроизводителей ограничения производства. В США такие программы отсутствуют.
"Желтая корзина" содержит все меры поддержки, которые оказывают нерыночное влияние на производство и торговлю и не могут быть отнесены к "голубой корзине". Это программы поддержки цен на продукцию и дотации, непосредственно связанные с производством. Существует общее ограничение на меры "желтой корзины" - показатель совокупного измерения поддержки (СВП). Меры "желтой корзины" подлежат ограничению, согласно которому мероприятия с минимальным уровнем поддержки не включаются при расчете СВП. Для развитых стран минимальный уровень составляет 5% стоимости сельскохозяйственной продукции. Продуктовые программы поддержки производства, финансирование которых превышает минимальный уровень, учитываются при расчете СВП, если их общая стоимость превышает 5% общей стоимости сельскохозяйственной продукции. Финансирование программ поддержки, которое превышает совокупный размер СВП, запрещается.
Опыт США свидетельствует о том, что вообще правила ВТО не препятствуют распространению агрострахования. Однако они и не стимулируют переход от программ поддержки цен и дохода, которые осуществляют нерыночное влияние на производство, к программам агрострахования. Хотя исследования подтверждают, что оно приводит к росту производства, ожидаемый эффект в целом незначительный.
Чтобы отвечать требованиям, предъявляемым к мерам "зеленой корзины", программа агрострахования должна была бы использовать полисы страхования потери дохода с 30-процентной франшизой.
Есть две главные категории положений в правилах ВТО, которые могли бы повлиять на расширение агрострахования. Первая категория - это метод, который применяется для расчетов и отчетности по субсидиям, который мог бы в большей или меньшей степени усложнить вопрос соответствия правилам ВТО. Утверждают, что отчетность по чистым страховым возмещениям снижает объем господдержки и потому в расчеты необходимо включать также государственную компенсацию затрат на реализацию страховых продуктов. Вторая категория - это повышение гибкости правил. Например, проект текущих Дохийских договоренностей предусматривает замену трехлетнего среднего базового периода на период, который "отвечает актуарным расчетам". Возможно, это позволило бы использовать средние показатели за 4-10 лет. Однако требование относительно возмещения потерь лишь в том случае, если они превышают 30% валового дохода, остается действующим для развитых стран. Можно было бы рассмотреть возможность снижения лимита в 30% по некоторым страховым продуктам, которые меньше влияют на производство. Участникам переговоров ВТО будет тяжело различить уровень нерыночного влияния, которое служит причиной мер, заложенных в "желтой корзине", и разработать правила содействия развитию программ, оказывающих меньшее нерыночное влияние на производство.
Многие проблемы, связанные со вступлением в ВТО, лежат внутри России: это высокий уровень коррупции, технологическая отсталость большой части аграрной отрасли, низкая производительность, все это напрямую увеличивает себестоимость продукции и делает ее неконкурентоспособной. Нам всем придется оперативно решать все эти вопросы, находясь уже в ВТО.