На сей раз пришло оно, минуя весну. В телевизор оно ворвалось с футболом еще раньше. Помнится, аж в феврале. На минувшей неделе, если что случилось захватывающее по части драматургии, так это то, что происходило на слегка позеленевших стадионах России и вечнозеленых газонах Европы.
***
Происходило испанское "эль классико" - "Барса - Реал". Происходили европейские дерби - "Реал" - "Бавария" и "Челси" - "Барса". Это уже не спорт. Вернее, не только спорт. Это искусство. Это когда болеешь не столько за исход и результат, сколько за драматизм и эстетику игры.
Российские дерби ЦСКА - "Динамо" и "Спартак" - "Анжи" были далеки от футбольной "классики", но тоже оказались небезынтересными.
На этом фоне традиционные ристалища политологов и публицистов в ток-шоу "Честный понедельник", "Исторический процесс", "Поединок", "Гражданин Гордон" смотрелись как старое, много раз виденное кино. А выступления оппонентов слушались как заевшие пластинки.
Все шло по набившей оскомину схеме: друзья Отечества против врагов Отечества. В роли последних, по традиции, НАТО, Госдеп и либералы-соотечественники.
"Поединок" Владимира Соловьева начался с тревожной ноты. Ведущий вышел на ринг, чтобы объявить: "Отечество в опасности. Идет уничтожение национальной культуры. Элиту разъедает потеря нравственных ориентиров".
Чтобы показать, насколько дело далеко зашло, на ринг были вызваны консерватор Никита Михалков и либерал Виктор Ерофеев. Оба были в шарфиках; один - в черном, другой в цветастом.
Поединок почти мгновенно соскользнул на знакомую колею: должно ли государство контролировать искусство или нет?
Виктор Ерофеев: Искусство само по себе ответственно. Государство отдыхает.
Никита Михалков: Государство не может оставаться в стороне от того, что происходит в культуре и с культурой. В частности на телевидении.
"Почему в воскресный день святой пасхи мы должны смотреть, как Алла Борисовна сидит на Борисе Моисееве, который в свою очередь стоит в позе позднего раскаяния?" - поинтересовался господин Михалков почему-то у Ерофеева, а не у руководителя канала, это показавшего.
Господин Ерофеев: "Ты критикуешь то самое ТВ, которое показывает Пугачеву верхом на Моисееве".
- Но это уж точно не наш канал, - поспешил вставить господин Соловьев, ведущий "нашего" канала. Поспешил и телезрителей удивил. Пугачева в порядке шутки каталась на Боре именно на том канале, где служит Владимир Соловьев.
Наша "элита" телевизор не смотрела, но слышала звон. А морализировать готова при каждом удобном случае.
Последний "Поединок" совсем бы оказался ничтожным мероприятием, если бы не третейский судья историк Юрий Пивоваров. Он-то и объяснил сначала ведущему, а затем и публике, кто такой либерал и, что такое либерализм. Оказалось, ничего такого ужасного и пагубного ни в одном, ни в другом нет. А тенденцию считать либералов разрушителями и антигосударственниками он назвал "полной ерундой и глупостью". Господин Соловьев, не поморщившись, сглотнул эту новость для него.
Никита Сергеевич по очкам выиграл, может быть, потому, что ему по другую сторону барьера противостоял не Юрий Пивоваров... А может, по какой-либо иной веской причине...
***
Из премьер последнего месяца я бы отметил "Вечерний Ургант" на Первом и два проекта на "Дожде" - "Собчак живьем" и "Познер и Парфенов", между прочим, тоже живьем.
Между прочим, программа по-настоящему ожила в последнем, третьем по счету, выпуске. И связано это было не столько с остротой политической повестки программы, сколько с тем обстоятельством, что у собеседников обнаружился некоторый зазор во мнениях. Например, по поводу губернаторских выборов. Парфенов стоял на либеральной позиции: фильтры не нужны, они отдают недоверием к гражданской зрелости электората. Познер занял консервативную позицию. Его настораживает неотфильтрованный "базар" претендентов... А когда нет зазора в суждениях, то собеседники вынуждены наперегонки вторить друг другу, и возникает эффект надоедливого эха. Это не есть хорошо.
В таких случаях один из журналистов по взаимной договоренности должен брать на себя обязанность "адвоката дьявола". Но так, чтобы было видно, что это роль, которая, впрочем, требует профессионального мастерства.
Ксения Собчак в собеседовании с Аллой Пугачевой попыталась сыграть несколько ролей. Вот она скромная поклонница таланта певицы, старающаяся утопить визави в избыточной лести... Вот ей приходится собеседницу вербовать в агенты влияния. "Алла Борисовна, вы такой человек, вы лидер нации... Если вы обратитесь к нации..." И т.д.
...А еще Ксения немножко поработала дознавателем. Последняя роль ей более других удалась. В том смысле, что она была наименее фальшиво сыграна. Все-таки ей удалось вырвать у Пугачевой признание в том, что после конфликта с одним из функционеров у нее возникли трудности со строительством ее театра в Питере.
Что же касается "Вечернего Урганта", то к профессионализму героя этой программы вопросов нет.
Да, формат не новый. Более того, либерально-западный. Но ведь задачка не в том, чтобы украсть, а в том, чтобы суметь воспользоваться украденным. "Украсть не трудно, - говаривал булгаковский персонаж, - Положить на место - вот в чем вся штука".