Похоже, что парламентский контроль в России все же будет узаконен. Вот только не известно, как скоро.
По словам председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, в стране уже сложилась система парламентского контроля, и она гораздо шире, чем парламентское расследование. Но базовый закон, по мнению Яровой, все-таки нужен. Однако он должен быть максимально конкретен, не подменять следственные органы и не становиться способом давления. Предлагая свое видение реформы парламентского контроля участникам "круглого стола", состоявшегося вчера в нижней палате парламента на базе "Патриотической платформы" "Единой России", Ирина Яровая говорила и о развитии форм постоянного финансового контроля, и о совершенствовании контроля "в рамках бюджетного процесса" и принятия и исполнения ФЦП, и установлении контроля за деятельностью представителей парламента в наблюдательных советах госкорпораций. "Мы не имеем с ними обратной связи, - пояснила Яровая. - А стоило бы спросить, за что они там голосуют". "Хорошо, если бы у нас появилась возможность влиять на решения госкорпораций по выплате своим сотрудникам бонусов и дивидендов", - помечтали депутаты.
Законопроект Яровой эту мечту реализовать не может, однако позволяет требовать, чтобы правительство в 3-срок обеспечивало принятые социально значимые законы необходимыми нормативно-правовыми актами. А свои отзывы на законопроекты подкрепляло результатами антикоррупционной экспертизы. Законопроект также предполагает, что думские комитеты могут заслушивать представителей профильных ведомств с участием аудиторов Счетной палаты.
"Единоросс" Виктор Звагельский полагает, что нужно предусмотреть меры воздействия на недобросовестных чиновников. Например, предоставить возможность Думе "дисквалифицировать" госслужащего, который не исполняет сроков, установленных для ответа на парламентский запрос, или присылает на него отписку. "В США неявка на слушания в парламент - это уголовное дело", - откликнулись коллеги.
Депутат Рамазан Абдулатипов выразил сожаление по поводу того, что депутатский запрос потерял былую значимость. Но председатель Мосгордумы Владимир Платонов ему возразил: "Депутаты сами дискредитируют депутатский запрос. Написали: а почему такой-то до сих пор не посажен? Какое отношение у исполнительной власти к подобным запросам может быть?"
Парламентский контроль должен включать и контроль над работой депутатов, убежден "единоросс" Николай Гончар. "Закон о парламентском контроле необходим. Но в него необходимо вводить раздел, посвященный самоконтролю", - заявил Гончар и добавил: "Общество должно осознать, что мы хотим навести порядок и начать наводить его с себя. Депутаты должны вводить контроль над собой. Надо продумать механизмы". Коллеги признали - закон о статусе депутатов и членов Совета придется поправить.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин предложил ввести особый статус "парламентского контролера". Чтобы эта функция не была "размазана" между всеми 450 депутатами. Но думцы с ним не согласились. Если идти таким путем, то для этих "контролеров" потребуются другие контролеры. Не нашло поддержки у участников дискуссии и предложение четко определить в законе объекты парламентского контроля. Яровая считает это излишним - зачем "связывать парламенту руки".