Вчера министр обороны РФ Анатолий Сердюков и его коллега Таалайбек Омуралиев подписали Протокол о компенсации арендной платы за использование мест дислокации российских военных объектов на территории Киргизии.
Таким образом, поставлена точка в весьма болезненном для Бишкека "долговом" вопросе. Напомним, что еще в феврале во время визита в Москву президент Алмазбек Атамбаев заявил журналистам, что Минобороны России уже четыре года не переводит Киргизии положенные ей арендные деньги. Атамбаев даже назвал сумму долга - 15 миллионов долларов и уточнил: она образовалась в результате неуплаты в 2008 - 2011 годах аренды за нахождение в Канте нашей авиабазы.
Пикантность ситуации была в том, что российско-киргизское соглашение предусматривает безвозмездное размещение на аэродроме под Бишкеком наших военных летчиков и авиационной техники. Когда партнерам посоветовали внимательней изучить соответствующую статью договора, те быстро сманеврировали.
В комментариях должностных лиц зазвучало обычное для такого форс-мажора объяснение. Мол, президента неверно поняли и речь шла о долгах по коммунальным платежам и арендных суммах за другие российские военные объекты на территории республики.
Помимо уже упомянутого аэродрома в Канте наше минобороны использует в Киргизии еще три военных объекта. Это полигон в Караколе на берегу озера Иссык-Куль, где проводят испытания морских торпед, 338-й узел связи ВМФ в поселке Спартак и автономный сейсмический пункт службы специального контроля в городе Майлуу-Суу. Об условиях их нахождения в среднеазиатской республике широкой публике известно мало. Но, судя по всему, Россия имеет финансовые обязательства перед Киргизией по аренде такой недвижимости.
Во всяком случае, после того как формулировка претензий к нашим военным была скорректирована, спорить с ней в Москве не стали. Тем более что долг действительно имелся. Уже 1 марта минобороны Киргизии официально сообщило - средства в сумме 15 миллионов 466 тысяч 238 долларов перечислены военному ведомству.
Произведенный де-факто расчет оставалось оформить де-юре. Что вчера и сделали Сердюков с Омуралиевым. Чтобы подпись нашего министра в этом протоколе имела законную силу, особые полномочия чиновника были заранее подтверждены специальным распоряжением правительства РФ.
Вообще нынешнюю ситуацию вокруг российских военных баз и объектов за рубежом трудно назвать благополучной. По большинству из них заключены долгосрочные арендные договоры. Но наши партнеры то и дело настаивают на пересмотре финансовых пунктов соглашений. Так, к примеру, сейчас происходит в азербайджанской Габале, где Войска воздушно-космической обороны России арендуют станцию национальной системы предупреждения о ракетном нападении.
Хотя РЛС в Азербайджане, как и наша авиационная база в Канте, другие военные объекты России за рубежом в том числе работают на страны пребывания, являются элементами общей системы безопасности государств - участников ОДКБ, договариваться по деньгам всегда бывает непросто.
В идеале нашим военным надо бы иметь всю необходимую инфраструктуру на своей территории. Но полностью отказаться от баз за рубежом руководство минобороны вряд ли захочет.