Уральским стартапам стали доступны новые формы инвестирования

В 2012 году вступают в силу несколько федеральных законов, целью которых является привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику, и прежде всего в стартапы. Я имею в виду закон № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", действующий с 1 января, и закон № 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах", который начнет работать с 1 июля.

Мне как юристу эти правовые акты кажутся очень своевременными. На Западе инвестору живется проще: там существуют венчурные фонды, трасты - их специалисты хорошо владеют ситуацией на отраслевых рынках и способны оценить жизнеспособность того или иного проекта. В России такого механизма до сих пор не было. Либо покупалась доля в стартапе, либо инвестирование происходило путем обычного кредитования. В первом случае могли возникнуть проблемы с распределением доли между несколькими инвесторами, контролем бизнеса, исполнением обязательств участниками договора. Во втором случае инвестор не получал маржи за счет роста компании. Теперь же законодатель предложил альтернативу.

Инвестиционное товарищество - это новая форма договора простого товарищества, заключенного для совместной купли-продажи акций, долей, облигаций, финансовых инструментов срочных сделок, долей в складчатом капитале хозяйственных партнерств, не обращающихся на организованном рынке. Своего рода венчур, куда инвесторы понесут свои деньги, а уже профессиональные управляющие товарищи будут выбирать, в какой бизнес их вложить. Причем свобода договора позволяет самостоятельно очертить пределы риска.

В первую очередь новый механизм будет востребован в наукоемких производствах, в IT-сфере. Допустим, есть некий стартап в форме ООО. Есть инвесторы, объединившиеся в товарищество. Они хотят приобрести не менее 50 процентов долей в ООО. Доли они могут купить либо у действующих участников ООО, либо путем увеличения уставного капитала. В реестре налоговой службы эти 50 процентов будут числиться за управляющим от такого-то инвесттоварищества. Максимальный срок "жизни" инвестиционного товарищества - 15 лет, но вряд ли кто-то будет держать деньги в стартапе так долго. Обычно инвесторы продают свою долю лет через пять.

Создать инвестиционное товарищество проще, чем МИП: для этого не требуется регистрировать новое юрлицо, надо просто заключить договор о совместном инвестировании и зарегистрировать его у нотариуса. Участниками могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, ИП. В качестве вклада они передают товариществу денежные средства, а вот управляющий может вложить и деньги, и имущество, и свою деловую репутацию. Ее стоимость определяется на основании отчета оценщика.

Хозяйственное партнерство - это некий аналог ООО, но с большей свободой в заключении соглашения об управлении с целью инвестирования. В отличие от инвестиционного товарищества является самостоятельным юрлицом и может привлекать в качестве участников физических лиц. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством не подлежит государственной регистрации, но обязательно удостоверяется нотариусом и хранится у него.

Казалось бы, с формальной точки зрения дробление юрлиц бессмысленно, но с точки зрения бизнес-практики необходимость в этом есть. К сожалению, сегодня не все нормы закона об ООО можно признать реально работающими. Большинство заключаемых договоров об управлении по сути являются договорами о намерениях. Нередко суды признают условия таких соглашений ничтожными, поскольку они ограничивают права других участников общества или фактически представляют собой отказ от прав. В соглашении же об управлении хозяйственным партнерством стороны могут достаточно свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы, причем как угодно непропорционально. Другими словами, у бизнеса появляется больше свободы в управлении юрлицом. Допустим, договорились участники в течение трех лет выбирать директором конкретного человека, а через год один из них вдруг голосует "против". В ООО с таким "отщепенцем" ничего не сделаешь, максимум наложишь штраф по соглашению. А в хозяйственном партнерстве его можно обязать голосовать определенным образом через суд.

Эта форма инвестирования может быть востребована в IT-проектах, когда инвестор хочет не просто вложить деньги, но и сохранить ключевых специалистов, изначально обладающих правами на созданный объект интеллектуальной деятельности и заинтересованных в его развитии. ООО для этих целей не подходит в силу определенных ограничений.