23.04.2012 23:44
    Поделиться

    Уральские инноваторы могут защитить свои изобретения не только патентом

    Как защитить свою интеллектуальную собственность

    О том, что нужно знать начинающему инноватору о способах защиты интеллектуальных прав, мы поговорили с заведующим кафедрой "Управление интеллектуальной собственностью" УрФУ доктором экономических наук Дмитрием Шульгиным.

    Российская газета: Дмитрий Борисович, давайте представим: существует фирма, она собирается выпускать некий высокотехнологичный продукт, который ее сотрудники только-только изобрели. На каком этапе производственного цикла руководству компании следует задуматься о защите прав на интеллектуальную собственность?

    РГ: Чем раньше, тем лучше. Идеи в России не охраняются законом, охраняются какие-то конкретные способы и формы их реализации, например технические решения. Так что защитой своих интеллектуальных прав следует озаботиться, как только ваша идея превратилась в техническое решение. Нужно подумать сразу о двух вещах: как оградить от посягательств свои права на это изобретение и как не нарушить чужих. Нельзя сказать, какой из этих вопросов важнее. Если вы не защитите себя, конкуренты, которых, как правило, довольно много, могут скопировать ваш прибор и продавать, не спрашивая у вас разрешения. Если же вы не подумаете о том, как не задеть чужих интеллектуальных прав, вы рискуете оказаться в суде в качестве ответчика.

    Российская газета: "Защитить свои права" - значит запатентовать изобретение?

    РГ: На самом деле арсенал средств защиты интеллектуальных прав достаточно широк. Если вы разрабатываете программные продукты, возможна  защита в рамках авторского права. Техническое решение можно защитить патентом, а можно засекретить. Кстати, выбор между этими двумя вариантами довольно сложный. Обязательным условием патентования является полное раскрытие информации об изобретении. Но законодательство и государство не гарантируют, что кто-нибудь без вашего разрешения не попытается использовать вашу идею в своих коммерческих целях. Поэтому в определенных случаях, пожалуй, более выгодным является другой механизм защиты интеллектуальных прав - засекречивание. Он эффективен, если техническое решение сложно выявить в продукте, и оно может довольно долго просуществовать в режиме коммерческой или производственной тайны. Но и здесь есть подводные камни: если вы, к примеру, засекретите свой прибор, а чуть позже кто-то другой создаст его вновь независимо от вас, он сможет его запатентовать и потом вам же будет запрещать его использовать.

    Российская газета: А что, такие прецеденты уже были?

    РГ: Прецеденты были, и ситуации достаточно сложные. В частности, мы в университете лет десять назад отказались патентовать одно решение, и был риск того, что конкуренты, которые позже запатентовали усовершенствование созданной нами технологии, запретят нашим партнерам выпускать продукцию. Нас тогда спасло только то, что наше решение было опубликовано, и конкуренты не смогли его запатентовать. Так что я повторюсь: надо выбирать способ правовой охраны исходя из типа объекта, который в результате интеллектуальной деятельности был создан, возможностей, которые предоставляет тот или иной правовой механизм, и перспектив коммерциализации.

    Российская газета: Хорошо, о своих правах позаботились. А как узнать, что мы, изобретя прибор, не зашли в чужую вотчину и не нарушили чьи-то права?

    РГ: Действительно, прежде чем приступать к работе и вкладывать какие-то деньги в проект, нужно проверить, может, кто-то уже придумал все до нас и, что еще хуже, запатентовал. Для того, чтобы это узнать, изучают патентную базу данных  той страны, в которой предполагается использовать изобретение. Например, если вы собираетесь выпускать и продавать продукцию в России, нужно проштудировать базу данных Роспатента.   

    Российская газета: И что делать, если обнаружится, что нашу разработку кто-то уже создал  раньше?

    РГ: Во-первых, можно обратиться к владельцу патента и попросить его предоставить лицензию на использование его изобретения в вашем производстве. Но он может и отказать. На этот случай в законодательстве РФ существуют нормы, которые позволяют принудить владельца патента выдать лицензию. Например, если он, скажем так, положил патент под сукно, то есть длительное время его не использует, а потребность в таком продукте есть. Кроме того, обладателя патента можно по суду обязать выдать вам лицензию в том случае, если вы разработали какое-то усовершенствование к запатентованному им техническому решению. В таком случае возможен также перекрестный обмен лицензиями.

    Российская газета: А как поступать в таком случае: мы изобрели прибор, наладили его производство, но о получении патента не позаботились. Через некоторое время кто-то додумался до нашей идеи, сконструировал прибор и запатентовал. Нам придется покупать у него лицензию?

    РГ: Необязательно. Существует так называемое право преждепользования: если вы подготовили производство и начали выпускать продукцию до даты подачи вашим конкурентом заявки в Роспатент, вы можете продолжать использовать запатентованное им техническое решение в том же объеме и не платить ему за это деньги. Но, если вы будете наращивать объемы производства, лицензию покупать все же придется.

    Я рассказываю вам о легальных способах взаимодействия фирмы с обладателем интеллектуальных прав. Существует, конечно, и масса нелегальных. Но надо помнить, что за нарушение закона можно поплатиться рублем или даже свободой: в России, в отличие от многих других стран,  существует уголовная ответственность за нарушение патентных прав.

    Поделиться