В театре "Новая Опера" по этому случаю пройдет вечер "Музыка жизни" с участием Елены Образцовой, Екатерины Сюриной, Николая Цискаридзе, Максима Федотова, участников конкурса молодых исполнителей "Большая опера" и многих других. Накануне юбилея со Святославом Бэлзой встретился корреспондент "Российской газеты".
О музыке действительно сложно говорить словами?
Святослав Бэлза: Иной раз художник слова, поэт или писатель может одной метафорой сказать намного больше, чем научные дефиниции. Например, у Бальзака есть одна фраза: "Ты спрашиваешь, какая разница между Шопеном и Листом, поляк - ангел, венгерец - дьявол". И все, больше ничего не надо, и творчество очерчено, и характер личности.
Юрий Лотман считал, что культура начинается с запретов. Что бы вы запретили в культурных реалиях нашего времени?
Святослав Бэлза: Я бы запретил суррогаты, подделки под искусство, потому что это снижает общественный вкус, снижает представления о подлинном искусстве. Сейчас, имея весь арсенал современных выразительных средств, иной раз мы видим такое, за что, как говорил один персонаж, "строжайше взыщется". А пока все это увенчивается премиями... Но когда появляются люди с колоссальным авторитетом, которые если не пресекают такого рода упражнения, так хотя бы отказываются в них участвовать, это отрадно. Так поступил великий маэстро Темирканов, уплатив неустойку за отказ участвовать в надругательстве над "Пиковой дамой" за рубежом; так поступила великая примадонна Образцова, отказавшись петь в одном из недавних спектаклей Большого театра. Мне очень дорога одна фраза Пастернака: "Искусство - дерзость глазомера". Вот сейчас дерзости хоть отбавляй, а с глазомером хуже.
Ваше представление о взаимоотношениях культуры и политики в настоящее время?
Святослав Бэлза: Думаю, как раз культура и деятели культуры чаще идут впереди политиков. Однажды, еще во времена Горбачева, мы с маленькими и большими артистами из фонда "Новые имена" (там был и школьник Денис Мацуев) выезжали в Брюссель, в штаб-квартиру НАТО. Тогда у России не было никаких вообще отношений с НАТО. Открывая концерт перед натовскими генералами, я сказал: "Вас пугают знаменитой фразой: "The Russians are coming" (Русские идут). И продолжил: "Русские не идут. Они уже пришли, пришли завоевать вас". Потом сделал паузу по Станиславскому и сказал: "Пришли завоевать вас силой таланта молодых исполнителей". Концерт имел такой головокружительный успех, что господин Вернер (генеральный секретарь), выйдя на сцену, ответил мне, что к такой форме завоевания НАТО готов.
Волнуетесь перед выходом на сцену, или это для вас привычная работа?
Святослав Бэлза: Хоть я уже и четыре десятилетия на экране, считаю, волноваться нужно всегда. Хемингуэй сравнивал книгу с айсбергом, 7/8 которого находится под водой, и мне кажется, что у человека на экране и на сцене подводная часть его айсберга должна быть внушительной. Если этого нет, все выясняется очень быстро, особенно перед телекамерой, потому что она читает все как рентген, даже и то, как ты провел ночь и кутил ли ты с друзьями накануне.