Новости

25.04.2012 00:10

Зачем нужна гибридная почта

Доставка корреспонденции корпоративным клиентам становится оперативнее

В последнее время "Почта России" активно предлагает своим клиентам новые виды услуг. О том, как воспользоваться в реальной жизни новациями почтовиков, рассказывает заместитель генерального директора ФГУП "Почта России" Игорь Мандрыкин.

Игорь Анатольевич, что такое гибридная почта и зачем она вообще нужна?

Игорь Мандрыкин: Гибридная почта касается физических лиц только отчасти. В основном, это то предложение, которое делают все почты мира своим корпоративным клиентам. Когда мы говорим об обычной почте, то вы представляете, как она работает: кто-то пишет письмо, упаковывает в конверт, приклеивает марку и отправляет с одного пункта в другой. При этом письмо физически проходит по каналам почтовой связи, то есть доставляется до адресата поездами, машинами, самолетами из Москвы, например, во Владивосток. То есть это физическое перемещение бумажного носителя из пункта А в пункт Б. Но ни для кого не секрет, что вот эта дорога письма и определяет срок его прохождения. И почты всего мира, и отправители этих писем всегда заинтересованы в том, чтобы письмо пришло за значительно быстрее.

Что придумали в свое время почтовики? Они придумали следующее - а что? если письма не гонять, как физические носители из города в город, а попытаться их перенаправлять по электронным каналам. Конечно, такой вариант для частной переписки слишком сложен. Чтобы было понятно - когда одно физическое лицо пишет другому физическому лицу, как правило, в письме содержится достаточно личная, интимная информация, которая не должна быть доступна другим. Но доля такой корреспонденции сегодня составляет в мире где-то 5%, а в России, в силу особенностей менталитета ее жителей - 25%. Но даже в России остальные 75% это письма юридических лиц - госорганов, банков, дистанционного бизнеса своим клиентам. Здесь, как правило, не содержит каких-то интимных подробностей. Это адресная, персонифицированная информация, а именно: "Дорогой Александр Петрович", а дальше идут предложения, которые и для Александра Петровича, и для Николая Николаевича хоть и индивидуальны, но имеют общий шаблон.

Как работает электронная почта? Отправитель - будь то пенсионный фонд, налоговая инспекция или какая-нибудь компания каталожной торговли - составляет файлы с текстом и с адресом, и персоной, к кому он обращается, и не печатает их, не упаковывает в конверт, а отправляет их по каналам электронной связи на почту. На почте, например, в Москве, сортируют эти файлы по городам отправления - в Воронеж, в Тверь и т.д. И дальше тоже по электронным каналам отправляют файлы в эти города - в свои центры печати. Только на конечных участках письмо приобретает привычный для нас с вами бумажный вид. Оно распечатывается на спец оборудовании, упаковывается. И вот только эти отправления уже доставляются почтальонами и разносятся по почтовым ящикам или доставляются в руки гражданину.

Что мы выигрываем? Мы выигрываем в сроках. Как вы сами прекрасно понимаете, электронная версия письма из Москвы во Владивосток доходит так же, как из Москвы в Саратов, то есть буквально за считанные секунды. То есть эта почта проходит по электронным каналам, и только часть своего пути - в виде бумажного отправления. Она и называется гибридной почтой.

По скорости доставки это уже схоже с телеграммой?

Игорь Мандрыкин: В какой-то мере. Но телеграмма - не услуга почты. Это услуга электросвязи. Сегодня телеграмма - это бизнес "Ростелекома". Как правило, почтальон лишь доставляет ее.

То, что отправляется по почте в виде вот такой адресной рекламы или персонифицированной информации, не требует телеграфной срочности вручения. Потому что у телеграммы очень сжатые сроки доставки. Например, правительственная - в течение часа, для граждан - в течение 4-8 часов. Это, конечно, несколько иной сектор. Но, к сожалению, и он тоже умирает - имеет очень сильное падение объема. А вот в отличие от обычных бумажных писем и телеграмм, гибридная почта только набирает обороты. Потому что потребность отправителей в большей степени заключается в том, чтобы обеспечить более быстрые сроки прохождения. Особенно актуально это для России, где физическое перемещение из одной точки в другую составляет совершенно неприемлемые сроки, даже если все делать по закону.

Если раньше письмо из Владивостока в Хабаровск везли поездом, то сейчас оно идет буквально минуты, дальше его распечатывают, и остается только хабаровскому почтальону донести его до определенной улицы. То есть письмо идет, примерно, сутки-двое. Это очень короткий срок. И для больших расстояний это незаменимый вид связи.

Для потребителей понятна выгода, а вот в чем заинтересованность "Почты России" в этой услуге?

Игорь Мандрыкин: Колоссальная заинтересованность! Скажу совершенно откровенно. Сейчас у общества есть значительные претензии к качеству доставки письменной корреспонденции. Почему она задерживается в пути? Прежде всего потому, что магистраль, по которой почта проходит из одного города в другой, принадлежит, как правило, не "Почте России". Мы пользуемся услугами сторонних организаций - железной дороги, авиации, автотранспорта. И сроки доставки почты во многом зависят от их работы. Например, есть населенные пункты, с которыми обмен почтовыми отправлениями осуществляется раз в неделю на вертолетах или самолетах. А с появлением электронных каналов ситуация резко меняется: нам не надо никого ждать, мы ни от кого не зависим - работал бы Интернет, была бы электронная почта. То есть современные каналы электронной связи замещают физическое перемещение материала. Это, конечно, неприемлемо для товарных перемещений, но для письменной корреспонденции - сплошь и рядом. Здесь выигрыш от перемещения от одного населенного пункта в другой колоссален. Почте, конечно, выгодно, ей не надо возить, ей не надо платить этим компаниям, которые обслуживают, и ей не нужны сортировки, промежуточные перемещения...

Почта повышает качество своих услуг - сокращает сроки доставки. Когда-то неделя считалась очень хорошим сроком доставки, а сейчас этот срок для многих неприемлем. Все хотят как можно быстрее получить почту. Именно поэтому для России гибридная почта - это выход из положения, тем более что это касается подавляющего большинства письменной корреспонденции.

Сколько этот проект уже действует, и кто сегодня его основные клиенты?

Игорь Мандрыкин: У нас этот проект задумывался еще в 2003 году. После того как почтовые управления по всей России объединились в одно предприятие, первое, что приходило в голову, - как ускорить доставку почты. Но в то время финансовые возможности "Почты России", к сожалению, не позволяли это сделать. На самом деле это не такой простой процесс, как кажется. Кроме каналов связи, нужно оборудование, которое печатает, отправляет, управляет очередью на печать, рассортировывает эти потоки. Да и потребности были относительно невелики. Но с каждым новым годом появляются новые направления, в который задействована "Почта России". Самый яркий пример: штрафы ГИБДД, которые приходят с видеокамер. Этого не было в принципе. А сейчас их доставку надо обеспечить. И по мере возникновения этого спроса мы и затеяли этот продукт. У нас он заработал нормально в 2010 году. Более того, дальше, это оборудование стало более производительным, более дешевым за счет того, что появилась на рынке конкуренция. Еще несколько лет назад цены на него были выше в разы. Сегодня оборудование для решения тех же задач обходится как минимум вдвое дешевле, чем 6-8 лет назад. И мы поняли, что надо делать это повсеместно, потому что это во многом решит главный вопрос "Почты России" - вопрос качества доставки письменной корреспонденции. А затем начали строить в регионах цеха гибридной печати, которые, по существу, и позволяют ускорять процесс доставки. И теперь действительно начинает отмирать необходимость в физической пересылке.

Одновременно начали работать и с Пенсионным фондом РФ. Бабушка, получая пенсию, видит по отдельным квитанциям, которые мы ей даем, за что, какая пенсия, за какой период ей начислена... Она все это видит. Эта технология позволила нам по защищенным каналам связи от Пенсионного фонда получать информацию, распечатывать ее у себя и доносить клиентам, пенсионерам, вместе с деньгами. Сейчас эта технология работает примерно в 30 регионах, а до конца этого года вся Россия будет обеспечена новой доставкой. Все оборудование нами уже закуплено, сейчас оно расставляется в регионах.

Что это даст нам еще? Автомобилист из другой области, например Смоленской, нарушил Правила дорожного движения в Московской области, ГИБДД зафиксировало это. И теперь мы хотим предложить ГИБДД - зачем вам печатать "письма счастья", сдавать их нам, чтобы мы отправили их в бумажном виде по назначению. Дайте нам сам файл. Мы этот файл перешлем в Смоленскую область, там распечатают, и все мы сэкономим на сроках и затратах.

Вы уже предложили такое?

Игорь Мандрыкин: Разумеется. Согласились. В этом интерес колоссальный.

Кого вы видите в числе ваших клиентов?

Игорь Мандрыкин: Первое, это, конечно, госорганы - Пенсионный фонд, налоговые инспекции, ГИБДД, судебные органы, судебные приставы, это все то, что имеет массовый характер. Выгода очевидна. Второй сектор - это дистанционная торговля. Ни для кого не секрет, что каталожные компании много каталогов рассылают по стране. Причем эффективность этой рассылки зависит прежде всего от того, отправишь ты персонифицировано этот каталог или будешь бросать по всем почтовым ящикам подряд. Тогда какой смысл печатать миллионы обезличенных писем, лучше отдавать почте сами файлы, и почта сама распечатает и разошлет эти письма в нужном регионе тем, кому это надо.

Почта даже может помочь подобрать этих адресатов?

Игорь Мандрыкин: Разумеется. И, наконец, третий спектр - это счета. Вы являетесь ежемесячным плательщиком за свет, за газ и т.д. Один "Ростелеком" печатает счетов за телефон 40 млн в месяц, а газовщики, а энергетики?.. Все они печатают счета, и все они хотят централизации. Им не выгодно держать службы по печати в каждом городке. Мы и предлагаем им - передавайте нам не бумагу, а файлы. Мы обещаем, что каждому вашему клиенту в Воркуте или Тамбове мы доставим эти вещи уже в виде бумаги, которая имеет законную силу счета.

Это в виде предложения еще существует, или вы уже работаете в этом направлении?

Игорь Мандрыкин: Счета мы печатаем, это внедрено, но не повсеместно. Например, в Москве счета за телефон МГТС печатаем мы.

А с такими коммерческими организациями, как, например, банки, у вас есть опыт работы в этом направлении?

Игорь Мандрыкин: Конечно, есть. Банки, как правило, пользуются такими видами услуг, как счета или выписки о состоянии счета конкретного гражданина, или информируют своих акционеров о собраниях, каких-то событиях, или рассылают материалы клиентам. И все эти бумаги содержат определенную особенность: материал, который содержит информацию, - универсален для всех, а вот обращение - персонализировано. Так вот, почте передается материал, не содержащий обращения, мы это пропускаем через свое печатное оборудование, файлы обрабатываются, и в каждое письмо ставится адрес и обращение. Дальше это письмо упаковывается в конверт, сортируется и отправляется. То есть эти процессы действуют уже давно. Это очень редкий момент в рыночной экономике, когда спрос превышает предложение. Сегодня гибридная почта - это одно из немногих направлений нашей деятельности, когда не мы ищем клиента, а клиент ищет нас. Более того, все те клиенты, которые у нас есть уже, с радостью бы перешли на такой вид доставки. Вопрос только во времени и в инвестициях. Мы уже приняли решение о расширении гибридной печати на всю территорию страны. Вот в Подольске есть центр гибридной почты, который там пашет 24 часа в сутки. Поэтому мы очень рассчитываем, что компании, госсектор все больше и больше будут проникаться этой идеей и не бояться сотрудничать с нами именно в этом направлении. Проще, профессиональнее и намного дешевле воспользоваться услугами "Почты России". Тем более что вся информация защищена - она передается между организациями по защищенным каналам связи и никогда не становится достоянием третьих лиц. Мы даем абсолютные гарантии.

Компании Связь Почта России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники