25.04.2012 23:30
    Поделиться

    Омуркулов: Мэрия Бишкека на ремонт дорог еще ни копейки не получила

    В том, что автотрассы в Бишкеке не ремонтируют должным образом, виновато... министерство финансов.

    Бах... Правое колесо автомобиля все-таки проваливается в яму на одной из центральных дорог города. Водитель демонстрирует чудеса на виражах, пытаясь не подорваться на таких "минах", коими после зимы оказались буквально усыпаны столичные трассы.

    - Ты думаешь, у меня больше всего денег уходит на бензин? - гневно спрашивает он. - Ничего подобного! Ремонт "ходовки" - вот главная расходная часть моего бюджета. Раз в два-три месяца приходится загонять машину на станцию технического обслуживания. То слева скрипеть начинает, то справа стучать. Эх, дороги...

    Что правда, то правда. Дороги в столице Киргизии, вернее их состояние, в новейшей истории респуб-лики были и остаются ахиллесовой пятой инфраструктуры города. Иногда кажется, что по ним ездят не легковые автомобили и общественный транспорт, а танки и бронетранспортеры. Настолько они искорежены глубокими выбоинами и испещрены трещинами вдоль и поперек.

    Нет, бишкекские автотрассы, конечно, ремонтируют. Правда, о капитальной замене многострадального асфальтобетонного покрытия и бордюров речь идет крайне редко. Последний раз горожане стали свидетелями подобного чуда весной 2010 года. Тогда столичные власти в более-менее божеский вид привели аж 19 улиц Бишкека. Однако уже через год жители Бишкека вновь увидели привычную картину - с десяток работяг в красных тужурках отбойными молотками расковыривали дорожные трещины и засыпали образовавшиеся квадраты, треугольники и прямоугольники горячим асфальтом. Сие действо называется ямочным ремонтом.

    В принципе бишкекчане по поводу такого косметического латания дорог не особо-то и роптали. Понятно, что хочется большего, тем не менее, спасибо и на этом. Но весной 2012-го возмущение жителей столицы, как пешеходов, так и автолюбителей, все-таки прорвало плотину, сдерживавшую напор людского терпения. Детонатором "взрыва" стала опубликованная в Интернете официальная информация управления капитального строительства мэрии Бишкека. "Протяженность дорог столицы составляет около 1 тысячи 374 километров 400 метров, из которых с асфальтобетонным покрытием - 722 километра 500 метров. Из них в удовлетворительном состоянии находится около 120 километров, остальные полностью изношены и прослужили более трех эксплуатационных сроков. В данное время требуется полная реконструкция дорожного полотна, которая невозможна из-за ограниченных финансовых средств", - говорилось в том сообщении.

    Отечественные социальные сети после появления такой информации захлестнула волна гнева. Люди, не стесняясь в выражениях, критикуют муниципалитет и создают инициативные группы с целью добиться отставки нынешнего мэра Бишкека Исы Омуркулова. "Нет денег, говорите? - спрашивают продвинутые пользователи. - А как же налоги, которые мы платим? Только сумма ежегодного налога на движимое имущество составляет порядка 450 миллионов сомов. Плюс еще 400 миллионов за регистрацию и перерегистрацию автомото-транспортных средств и прицепов к ним. Куда же девается этот без малого миллиард?"

    Мэр столицы Иса Омуркулов, надо отдать ему должное, от ответов на неудобные вопросы не уходит. И пессимистически предупреждает: в следующем году состояние бишкекских автотрасс будет еще хуже.

    - К сожалению, из бюджета республики мэрия Бишкека на ремонт столичных дорог еще ни одной копейки не получила, - рассказал он "РГ". - Правда то, что из 722 километров автотрасс с асфальтобетонным покрытием только 120 более-менее пригодны к эксплуатации. Остальные требуют немедленного капитального ремонта. Для этого нужны колоссальные средства. По предварительным подсчетам, около 3 миллиардов сомов. В 2011-м нам дали только 142 миллиона сомов. Это мизер. Я согласен с тем, что дороги в Бишкеке как после бомбежки. Но поймите, что в этом нет моей вины. На носу май месяц, а бюджет города не утвержден до сих пор. Почему? Потому что в этом вопросе мэрия - ведомая структура. Все решает министерство финансов республики.

    А по поводу собираемых с горожан налогов мэр сказал:

    - Львиная доля собираемых в Бишкеке налогов уходит в бюджет республики. Мэрии остаются крохи. В 2011-м мы собрали 22 миллиарда сомов в столице. Получили только 23 процента от этой суммы. В 2012 году планируем собрать 31 миллиард сомов. Столице оставят около 20 процентов. Сегодня на развитие города, в том числе и на ремонт дорог, средства практически не выделяются. И то, что мы сегодня делаем в городе, делается за счет спонсорских, привлеченных средств. Я перед руководством страны ставил вопрос об изменении системы распределения собранных денег в пользу муниципалитета. Мне обещали пойти навстречу.

    Ну а пока суть да дело, горожане латают столичные дороги своими силами. Первым, кто устал ждать милости от небес, стал сын экс-президента Киргизии Атай Садыбакасов. Он собственноручно заделал ямы на некоторых улицах Бишкека, потратив на это около 10 тысяч сомов. А затем выложил в Интернете подробную инструкцию, как простому жителю столицы научиться правильно ремонтировать дороги.

    комментарий

    Михаил Корсунский, эксперт, общественный деятель

    - То, что сегодня делают на дорогах столицы, ремонтом назвать нельзя. Я бы посоветовал этим горе-ремонтникам съездить в Ашхабад. Можно сказать, что там - экстремальные климатические условия. В Ашхабаде очень жарко. Но дороги там не плавятся. Асфальт настолько гладкий, что его хочется целовать. Это говорит о его высоком качестве. А что в Бишкеке? Вроде какую-то трассу отремонтировали, как заявляется, капитально, а под конец лета асфальт на ней гребенками идет, трескается. Прокладка и ремонт дороги - это настолько сложные и ответственные процессы, что относиться к ним так, как относятся у нас, нельзя. Покрытие должно ремонтироваться раз в несколько лет. А что касается ямочного ремонта автотрасс, который сейчас производят в Бишкеке, то это пустая трата денег.

    цифра

    175 тысяч легковых автомобилей насчитывается в столице республики. По данным главного управления безопасности дорожного движения МВД Киргизии

    Поделиться