25.04.2012 23:29
    Поделиться

    Виктор Масляков: Лесные пожары выявили безответственность губернаторов

    Оценивать деятельность губернаторов необходимо и по той ситуации, которая сложилась с лесными пожарами, считает руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Виктор Масляков.

    Сегодня они бушуют в пяти регионах. Огонь захватил 4,3 тысячи гектаров леса. И виной тому равнодушие и безответственность властей на местах, убежден Масляков. В интервью "РГ" глава Рослесхоза также предупредил об усилении мер безопасности. Возможно, что в скором времени лесничим разрешат носить огнестрельное оружие. Кроме того, в некоторых регионах гражданам могут запретить заходить в лес в майские праздники.

    Виктор Николаевич, что же происходит? Подготовка к пожароопасному сезону началась еще осенью, велась всю зиму, а леса все равно в огне. В Забайкальском крае от лесного пожара сгорело 20 жилых домов. Это счастье, что обошлось без жертв.

    47 лесных пожаров зафиксировано Рослесхозом в России на 25 апреля

    Виктор Масляков: Дело в том, что с 2007 года мы работаем в новом формате. Полномочия по управлению лесным хозяйством, в том числе обеспечение противопожарной безопасности, переданы регионам. Там, где власти подошли серьезно и системно к решению этих задач, есть хорошие результаты. В то же время есть губернаторы, которые не относят управление лесным хозяйством к приоритетам своей работы. Это первое.

    Второе. Объективной причиной пожаров являются климатические изменения. Раньше такого не бывало, чтобы, например, лес стоял абсолютно сухим, в то время как водоемы скованы льдом. Это новые природные вызовы, к которым мы пока, к сожалению, не всегда готовы. Однако, в борьбе с природными катаклизмами достаточно четко соблюдать технологию организации и ведения лесного хозяйства.

    После жаркого во всех смыслах лета 2010 года правительство России приняло комплекс мер. Внесены коррективы в нормативно-правовую базу. Восстановлены полномочия лесной охраны, в два раза увеличена численность лесных инспекторов, усилены административная и уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, разработаны планы тушения огня. Только в 2011 году в регионы, за счет целевых субсидий в размере 5 миллиардов рублей, направлено более 2 тысяч единиц новой техники. Работает механизм межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения. Ведется мониторинг пожаров. Создан федеральный резерв парашютистов-десантников. И сегодня у регионов нет причин для несоблюдения технологии. Просто нет.

    Поэтому главными предупредительными факторами лесных пожаров остаются профессионализм и порядочность тех людей, которые отвечают за лесное хозяйство в регионах. Я бы сказал так: очень важно, какое место в сердце губернатора занимает вопрос управления лесами.

    И какое место леса занимают в сердце губернатора Забайкалья и тех, на чьих территориях сейчас полыхает огонь?

    Виктор Масляков: Я думаю, что не первое. Но, я общался, в частности с губернатором Забайкалья. Сейчас подход выстраивается серьезный, системный. Однако нас беспокоят и другие регионы. Например, Якутия, как была, так и остается проблемной. Очень тревожная ситуация в Приморском крае, Свердловской, Тюменской, Иркутской областях. И, конечно, беспокоит юг России. Проблемы есть в Волгоградской и Ростовской областях.

    Вы будете принимать какие-то административные решения в связи с тем, что произошло в Забайкалье?

    Виктор Масляков: Уже уволен начальник Государственной лесной службы Забайкальского края. Но когда приходит беда, в данном случае пожар, надо не шашкой махать, а работать. Что мы и делаем.

    А вообще ситуацию с лесными пожарами надо включать в систему оценки деятельности губернаторов и муниципальных властей. Дело в том, что лесное хозяйство претерпело глобальные изменения. Увеличилась производительность техники, уменьшилось количество людей в лесу. И леспромхозов, как таковых, не осталось. Их место заняли муниципалитеты, многие из которых еще не встроились в новую систему. Хотя во всех законодательных актах мы четко определили их роль и зону ответственности. Кроме того, муниципальная власть ближе всего к населению, по вине которого происходит большинство пожаров. Огонь в леса приходит из степи. Граждане жгут прошлогоднюю траву, готовят пашню и пастбища к весенне-летнему периоду. Поэтому самое большое количество пожаров происходит весной.

    А как это происходит в Европе? Наверняка там население не зажигает костры, чтобы подготовить пашню к севу?

    Виктор Масляков: В Европе не такая большая территория, как в России. Поэтому, если говорить о сельскохозяйственных землях, то все они находятся в постоянной обработке, и такого количества прошлогодних сухих остатков там просто нет.

    Учитывая масштабы нашей страны, необходимо вовремя и правильно проводить профилактические мероприятия. В первую очередь, проводить опашку пашни, пастбищ. Кроме того власти в регионах должны вводить жесткий запрет на неконтролируемый пал сухой травы. Необходимо принять на местных уровнях соответствующие законы, ужесточить наказание. Я не призываю к крайним мерам, но, для примера, в Монголии для поджигателей степей и лесов предусмотрена смертная казнь.

    Планируется ли усилить меры ответственности для граждан за лесные пожары в России?

    Виктор Масляков: Да, мы предлагаем существенно увеличить штрафы не только в случае возникновения лесного пожара, но и если собственником сельхозучастка или иного объекта не проведены профилактические мероприятия по предупреждению распространения огня в лес. Штрафы должны быть существенными.

    Уже предусмотрена уголовная ответственность за умышленные поджоги леса и за уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем. Она наступает в случае, если от выжигания травы или сельхозпала будет нанесен значительный ущерб лесам. Кроме того, сейчас на межведомственном согласовании находится акт, который позволит российским лесничим носить и использовать огнестрельное оружие. Также они будут оснащены спецсредствами - наручниками, дубинками, оперативными системами связи с правоохранительными органами. При этом оружие лесничий может использовать для самообороны, при задержании нарушителей и оказании ими сопротивления.

    К началу пожароопасного сезона Рослесхоз должен был завершить процедуру лицензирования специализированных учреждений, которые займутся тушением лесных пожаров.

    Виктор Масляков: Предзащиту по выдаче лицензий организации, претендовавшие на их получение, прошли еще в декабре. Мы полностью завершили эту процедуру в марте. Но на самом деле лицензирование - это процесс, который теперь требует постоянной работы. Кроме того, лицензирование позволило вскрыть несколько важных проблем. Во-первых, это касается договоров региональных властей с арендаторами лесных участков. Когда начинаются пожары, власти жалуются на арендаторов, которые не занимаются профилактикой и тушением огня. Но ведь, когда они заключают с ними договоры, то ставят свои подписи. Как можно подписать документ, не прописав в нем противопожарные мероприятия? Сейчас Рослесхоз пытается исправить эту ситуацию. Во-вторых, процедура лицензирования подняла вопрос подготовки грамотных специалистов.

    Наверное, самыми уникальными специалистами являются парашютисты-десантники. Сколько их сейчас в федеральном резерве?

    Виктор Масляков: В прошлом году их было 2 тысячи 600 человек, в этом уже 3 тысячи 600. В том числе 1,5 тысячи человек в федеральном резерве. Это как раз те силы, которые мы можем оперативно "перебрасывать" в горящие регионы. Например, на тушении пожаров в Забайкальском крае работало 285 парашютистов-десантников из федерального резерва.

    Какие новые технологии обнаружения пожаров будут задействованы в этом году?

    Виктор Масляков: Это тепловизоры - устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. Камеры, которые позволяют определить не только координаты пожара, но и дать сведения по наличию дорог, инфраструктуры для его тушения.

    Кроме того мы вскоре запустим приложение для 90 процентов современных телефонов, которое позволит любому гражданину сообщить о пожаре по специальному номеру. Прямая линия лесной охраны - 8-800-100-94-00. Также с помощью приложения можно будет получить основную информацию об интересующем лесном участке. То есть, если гражданин отправился в лес за грибами, он сможет узнать, какие деревья в нем растут, какие дороги и объекты расположены рядом. Скачать такое приложение можно будет бесплатно в сети. На самом деле неравнодушные граждане - это серьезное экспертное сообщество, которое может помочь сохранить наше общее достояние - лес.

    По поручению правительства Рослесхоз подготовил законопроект о госрегулировании оборота "кругляка". Это должно снизить объемы нелегальной заготовки древесины и ее экспорта. Раскройте подробности этого документа.

    Виктор Масляков: Сейчас он проходит согласование с ведомствами. Но сразу можно сказать, что речь идет о развитии информационных технологий. Сегодня формируется электронная база данных в каждом лесничестве России. В ней содержится информация о лесном участке, арендаторах, разрешенных объемах заготовок древесины. Так вот эта информация будет стекаться в единую систему, доступ к которой должны получить правоохранительные органы, в том числе таможня. Сейчас мы занимаемся "отцифровкой" картографических материалов. На 90 процентов эта работа уже завершена.

    Новый закон как-то ужесточит требования к бизнесу, к тем же арендаторам лесных участков?

    Виктор Масляков: Если арендатор добропорядочный, для него ничего принципиально не изменится. Обещаем, излишней бюрократизации не будет. Но контроль усилится.

    Помнится, была идея деревья маркировать.

    Виктор Масляков: Будем маркировать ценные породы деревьев. Это прежде всего дуб, бук, ясень.

    В прошлом году шли тревожные сообщения о том, что треть ельника в Подмосковье поражена опасным вредителем - короедом.

    Виктор Масляков: Да. И толчок этому дали лесные пожары 2010 года. В первую очередь насекомое поражает возрастные и подгоревшие леса. Поэтому сейчас требуется отдельная программа Московской области по рекультивации пораженных территорий. Необходимо развивать деревообработку как систему утилизации пострадавшей древесины. Из нее можно изготавливать пеллеты, гранулы, брикеты - это новые технологии в энергетике. Кстати, в прошлом году мы заготовили в общей сложности 197 миллионов кубометров древесины. Это серьезная цифра.

    Торфяники тлеть в этом году не будут?

    Виктор Масляков: Этому вопросу, по поручению первого вице-премьера Виктор Зубкова, уделяется особое внимание. Работа идет полным ходом. Уже обводнено почти 30 тысяч гектаров торфяников, такая же площадь запланирована и на 2012 год. Полностью завершим эту работу в 2013 году. Я думаю, что в этом году, как и в прошлом, мы удержим ситуацию. Силы и средства привлечены довольно серьезные. И я очень надеюсь на неравнодушное отношение к лесам в обществе. Я сам вырос в лесном поселке, у меня очень бережное отношение к природе. Это должно прививаться с детства.

    Может, стоит что-то добавить к школьным урокам экологии?

    Виктор Масляков: Рослесхоз создал новый персонаж популярного детского мультфильма "Смешарики" - Лесовичка. Это собирательный образ лесного жителя. Лесовичок будет учить детей, как не допустить пожар, рассказывать о вредных и полезных насекомых, показывать, как посадить дерево. И даже будет давать советы, как собирать и солить грибы.

    Мы планируем создать целый мультипликационный сериал о жизни Лесовичка. Первым роликом станет социальная реклама о пожарной безопасности в лесу. При этом мы отдаем себе отчет в том, что ведомства не должны заниматься воспитанием детей. Есть люди, которые занимаются этим профессионально. Но вот наполнять содержанием эту работу по своей части, помогать мы готовы. Уже отправили рекомендации всем губернаторам о проведении в школах профилактических экологических уроков.

    Планируется ли вводить запрет на посещение лесов в приближающиеся майские праздники?

    Виктор Масляков: Регионам с 4-м и 5-м классом пожарной опасности, то есть тем, где стоит сухая и жаркая погода, мы разослали телеграммы с рекомендацией ввести полный запрет на доступ населения в лес. То есть региональные и муниципальные власти должны усилить патрулирование территорий, поставить шлагбаумы на въездах. Наравне с этим они должны быть готовы к введению чрезвычайных ситуаций и особых режимов посещения лесов гражданами в течение всего пожароопасного сезона.

    как посадить дерево

    Планируется ли в этом году провести всероссийский день посадки деревьев?

    Виктор Масляков: Это будет традиционно вторая суббота мая, 12 число. Акция пройдет по всей России, ну а начальство будет сажать деревья в Тверской области, куда нас любезно пригласил губернатор. Я считаю, что каждый гражданин России хоть раз в жизни должен посадить дерево.

    Я хотела бы посадить на участке рядом с домом 2 сосны, одну березу и куст сирени. Куда мне обратиться и сколько это стоит?

    Виктор Масляков: Если вы живете в городе, то на это необходимо получить разрешение городских властей. Потому что все породы, виды деревьев должны быть согласованы. Много деревьев, вызывающих аллергию. К тому же их нельзя высаживать хаотично, без плана. Кстати, мы планируем законодательно систематизировать управление именно городскими лесами. Юридически они есть, но за ними никто не ухаживает. Конечно, такие леса страдают от болезней, вредителей. Поэтому в городских округах должны появиться лесничества и сделать все, чтобы эти леса были безопасными и радовали глаз. А посадить деревья без согласования с властями вы имеет право на своем дачном участке. В остальных случаях - добро пожаловать на Всероссийский день посадки леса.

    Справка "РГ"

    Уголовный кодекс предусматривает для граждан штраф в размере от 100 до 250 тысяч рублей либо лишение свободы до 3 лет за уничтожение леса в результате неосторожного обращения с огнем.

    Если пожаром нанесен особо крупный ущерб (более 50 тысяч рублей), то штраф составит 350-500 тысяч рублей, нарушителю также грозит до 10 лет лишения свободы. За поджог сухой травы предусмотрено административное наказание. Для граждан - штраф 2-3 тысячи рублей.

    Поделиться