26.04.2012 11:52
    Поделиться

    Башкирский оперный театр собирается перейти на контрактную систему

    Коллектив Башкирского театра оперы и балета мечтает об аншлагах

    С назначением композитора Рустэма Сабитова на должность директора Башкирского государственного театра оперы и балета театральная общественность вздохнула с облегчением.

    Появилась надежда на то, что коллектив, объединяющий более 700 человек, оправится от потрясений, вызванных частой сменой руководства, и займется своим прямым делом - творчеством. Надеется на это и Рустэм Сабитов. Являясь сыном известного композитора, он и сам пишет музыку. Маэстро сравнивает театр с кораблем, которому необходимо уверенно плыть вперед, умело обходя рифы и айсберги.

    Российская газета: Рустэм Нариманович, новый руководитель обычно начинает с того, что разгоняет прежний топменеджмент и набирает свою команду. Прошло уже два месяца, как вы взяли на себя руководство театром, но кардинальных изменений в кадровом составе не произошло. С чем это связано?

    Рустэм Сабитов: Театр должен двигаться вперед, но добиваться этого следует не кровавыми мерами, а максимально деликатно. От каждого сотрудника можно получить отдачу, если его правильно направлять. Наверное, я - идеалист, но думаю, что необходимо создать условия, при которых люди, не желающие творить, работать, почувствуют свою ненужность и уйдут сами.

    РГ: Ни для кого не секрет, что этот уровень во многом определяется профессионализмом творческих работников. Как добиться, чтобы в театре работали только самые достойные певцы, танцоры и музыканты и не попадали случайные люди, по звонку "большого начальника"?

    Сабитов: Я считаю, что в творческих организациях, тем более такой элитной, как театр, не место "позвоночникам". Подобных проблем помогла бы избежать контрактная система. Надеюсь, что когда-нибудь мы на нее перейдем. Контракт - это когда принимаешь человека на хорошую зарплату.

    РГ: До сих пор жива традиция, согласно которой к деятельности творческих организаций применяются почти такие же критерии, как и к производственным предприятиям. Если в прошлом году было поставлено столькото спектаклей, то в этом должно быть хотя бы на один больше. Как вы к этому относитесь?

    Сабитов: Наверное, это не совсем верный подход. Прежде всего нужно рассматривать творческие показатели, не отвергая экономические.

    РГ: Театр имеет право на существование, только если спектакли собирают полные залы. В Уфе такого пока не наблюдается. В чем тут дело, на ваш взгляд?

    Сабитов: Разумеется, в качестве. Надо работать над его повышением. Только тогда можно добиться того, чтобы на оперу невозможно было бы достать билеты. С балетом ситуация лучше.

    РГ: Будете ли для этого работать с приглашенными постановщиками, солистами со стороны, из ведущих театров России?

    Сабитов: Обязательно будем, и мы это уже делаем. Балет "Корсар", которым планируем открыть очередной Нуреевский фестиваль, ставит всемирно известный хореограф Юрий Григорович, а режиссером спектакля "Школа любви, или Так поступают все женщины", который откроет новый театральный сезон, будет Георгий Исаакян. Кроме того, собираемся приглашать артистов не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из соседних областей.

    РГ: Башкирский оперный театр - единственное место, на сцене которого может увидеть свое произведение местный автор. Будет ли театр и дальше выполнять практически социальную функцию поддержки башкирских композиторов?

    Сабитов: Если этим не заниматься - все заглохнет. В каждой стране стараются поддержать своих авторов. К примеру, в Финляндии репертуар Национального симфонического оркестра должен включать 25 процентов произведений ныне живущих финских композиторов.

    РГ: Рустэм Нариманович, если к вам обратится ктонибудь со стороны с предложением поставить то или иное произведение, что ответите?

    Сабитов: Мы готовы рассмотреть любые идеи. Если проект окажется интересным, пойдем навстречу. В этой связи мы рассматриваем малую сцену как площадку для творческих экспериментов. Это могут быть мюзиклы, моноспектакли или драматические постановки о музыкантах. Почему бы нет? Возможны и совместные проекты с Академией искусств.

    РГ: Остается ли у вас время для творческой работы, или служенье музе не терпит суеты?

    Сабитов: К сожалению, работа директора и композитора несовместимы. Но я сознательно отказался писать музыку, пока руковожу театром. Во-первых, на это не остается времени. Во-вторых, хочется успеть сделать чтото хорошее в качестве директора такой махины, как Башкирский государственный театр оперы и балета, вывести его на новые позиции.

    Поделиться