В Волгограде жители рухнувшего дома провели пикет, требуя переселения

В Волгограде жители военного общежития на улице Жолудева провели пикет. Таким способом жильцы пытаются привлечь внимание властей к своей проблеме и добиться расселения аварийного дома.

Военные общежития на улице Жолудева в Волгограде выглядят так, словно только что пережили бомбежку. Два месяца назад, в феврале, у одного из двух стоящих вплотную друг к другу зданий рухнула фасадная стена. Это произошло ровно за сутки до того, как обрушился подъезд девятиэтажки на улице Островского в Астрахани. Только в Волгограде по счастливой случайности никто не пострадал, наверно, поэтому ЧП и не получило всероссийской огласки.

На птичьих правах

Когда я спрашивала у жителей окрестных кварталов дорогу к этим общежитиям, люди удивлялись: "Там ведь никто не живет, всех расселили!" Но на самом деле жильцы двух злополучных домов так и не получили новых квартир. Здание на улице Жолудева, 7а, стоит брошенное, зияя глазницами пустых окон.

- Наша семья жила в общежитии, которое рухнуло, - говорит Эдуард Титиев. - Но до сих пор никакого жилья нам не дали. Детей пришлось отправить к бабушке, нас с женой приютили знакомые, пока терпят, не выгоняют, но ведь бесконечно так продолжаться не может. Мы обращались в городской департамент по жилищной политике, но нам отвечали, что жилья для нас нет.

Как сообщили в департаменте по жилищной политике администрации Волгограда, из обрушившегося здания отселили только 13 самых проблемных семей - многодетных, с детьми-инвалидами. Судьбой остальных занимаются подразделения Минобороны.

Вначале всем жильцам развалившегося дома предоставили временное прибежище на территории военной части в "Красных казармах", но лишь на пять суток. А потом людям пришлось искать крышу над головой самим. Кто-то, как Титиевы, живет сейчас у знакомых или у родственников. Кому-то пришлось занять свободные комнаты в соседнем общежитии самозахватом - больше просто некуда было пойти. Так и живут там на птичьих правах.

Дом на песке

Но и второе здание грозит обрушением.

- Куда мы только ни обращались, - рассказывает Екатерина Гапликова, которая с мужем и двумя детьми живет в нем. - Я своих мальчишек не отпускаю ни в туалет, ни в душевую - это просто опасно. Ходят на горшок дома. Именно со стороны санузлов обрушился соседний дом и разрушается наш. Мы боимся, что в какой-то момент он сложится как карточный домик.

От здания общежития отваливаются куски, словно построено оно не из кирпича и цемента, а из песочного теста. При этом в 2006 - 2007 годах в зданиях проводился капитальный ремонт. Следы этого ремонта бросаются в глаза: современные пластиковые окна держатся на честном слове в проемах, из которых вывалилась кирпичная кладка. Еще поменяли кое-где батареи и трубы отопления, да деревянные полы в коридоре заменили на бетонные. Из-за этого, как думают обитатели общежития, хлипкое здание потяжелело и стало разрушаться еще быстрее. Прогнившие насквозь стены душевых, в которых красуются дыры на улицу, трубы и прочую сантехнику ремонтировать не стали.

Военная реакция

Госжилинспекция Волгоградской области еще в 2009 году провела проверку здания и выявила повреждения несущих и ограждающих конструкций. В прошлом году состоялась еще одна проверка, совместно с военной прокуратурой волгоградского гарнизона. Вывод экспертов все тот же: эксплуатация общежитий создает угрозу для жизни и здоровья людей. В интересах жильцов военный прокурор подал иск в Центральный районный суд Волгограда, который удовлетворил иск, признал бездействие Министерства обороны незаконным и обязал ведомство выделить деньги и провести капитальный ремонт зданий до октября 2012 года. Буквально через неделю после принятия решения суда одно из общежитий обрушилось.

После ЧП военный прокурор внес представление в адрес Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений Минобороны и Южного регионального управления жилищного обеспечения. Именно эти структуры отвечают за предоставление жилья военным и обязаны совместно с администрацией Волгоградской области отселить людей из аварийных домов. Но требование не выполняется.

Месяц назад чиновники региональной жилищной инспекции в очередной раз наведались в аварийное здание. "По сравнению с обследованием, проведенным в октябре 2011 года, количество и ширина раскрытия трещин, а также площадь и глубина разрушения кирпичной кладки несущих стен увеличились", - отметили эксперты.

За жителей аварийных домов вступились уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков и депутаты. Отправлена масса запросов, но дело с мертвой точки не двигается. Минобороны молчит.

Комментарий

Дмитрий Литвинцев, депутат Госдумы:

- Ситуация доведена до абсурда: журналисты, уполномоченный по правам человека, военная прокуратура, госжилинспекция Волгоградской области, суд, в конце концов, - никто ничего не может сделать. Стена чиновничьего равнодушия людей в погонах непробиваема. Жители астраханской девятиэтажки уже давно получили новые квартиры и справили новоселье. Волгоградцы сидят на чемоданах и дрожат от страха, боясь повторения астраханских событий. Получается, чтобы выселиться из разрушающегося дома, нужно, чтобы кто-то погиб?

Когда верстался номер

На днях представитель Минобороны пообщался с жильцами аварийного общежития. Чиновник военного ведомства пообещал в ближайшее время предоставить новое жилье 18 семьям военнослужащих, проживающим в этом доме. Остальные жильцы, по данным Минобороны, либо давно уволились с воинской службы, либо вообще никогда не имели к ней отношения, а потому не вправе требовать квартиры с военного ведомства. Им посоветовали обращаться к властям города и области. А если результата не последует? Выходить на улицы? Однако ни одна администрация также не спешить брать жильцов общаги "под крыло" и помогать в решении проблем.