25.04.2012 23:43
    Поделиться

    На Ямале пытаются остановить браконьерский промысел ценной рыбы

    На Ямале пытаются остановить браконьерский промысел ценной рыбы

    Уже через два года популяция муксуна - знаменитой белой рыбы северных регионов - может сократиться настолько, что ее останется занести в Красную книгу и наложить табу на вылов. С таким предупреждением выступили ихтиологи, а также специалисты правительств Томской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

    Резкая убыль муксуна, нельмы, других ценных промысловых рыб в Обско-Иртышском бассейне фиксируется с 70-х годов прошлого века. Тому три причины: варварское загрязнение рек нефтепродуктами, периодическое маловодие, препятствующее нересту, и  масштабное браконьерство. В Томской области, традиционном месте нереста муксуна, скоро забудут, как он выглядит. Ученые не могут обнаружить ни одной особи и утверждают, что мигрирующее рыбное стадо хищнически отлавливают сетями на территории Югры. И в ХМАО, и в ЯНАО объемы незаконного промысла многократно превышают квоты промышленной добычи. На Ямале, к примеру, впятеро.

    Кто-то тайком ловит для семьи, родственников, а кто-то поставил дело на широкую ногу, реализуя налево и направо сотни килограммов дорогостоящей рыбы. По оценкам некоторых экспертов, до половины муксуна, поступающего в Тюмени в розницу и на переработку, - нелегальный товар. Впрочем, сопровождающие документы обычно оформлены как положено. Переработчик руководствуется исключительно коммерческой выгодой: навар с одной слабосоленой или копченой деликатесной рыбины составляет 200-300 процентов, а то и более.  

    Прищучить браконьеров удается редко. Те, кого взяли с поличным, подпадают под административное преследование. Количество заведенных за два последних года уголовных дел можно пересчитать по пальцам рук. Так, на минувшей неделе мировой судья Приуральского района ЯНАО приговорил к 80 часам обязательных работ местного жителя за "незаконную добычу биологических ресурсов с причинением крупного ущерба". В 30 тысяч рублей оценены попавшие в его сеть шесть стерлядей и три сибирских осетра. Последний, как известно, в списке исчезающих видов - за него-то  рыболова, по всей видимости, и привлекли к уголовной ответственности. А вот охотники за муксуном обычно выходят сухими из воды. Томские власти предлагают вообще запретить вылов этой рыбы, однако соседние регионы вряд ли согласятся на столь радикальный шаг. Хотя бы потому, что это негативно скажется на образе жизни коренных северян: для них рыбный промысел - хлеб насущный.      

    Правительство ЯНАО решило сосредоточиться на борьбе с браконьерами. С ними рыбоохране справиться тяжело, в частности, в силу своей малочисленности. По словам заместителя начальника окружного департамента агропромышленного комплекса Владимира Твердовского, штат инспекторов увеличат почти вдвое - с 17 до 32 человек. Плюс к тому оснастят службу современной техникой. Бюджет не скупится: профильная региональная программа предусматривает в течение 2012-2015 годов вложить полмиллиарда рублей. Из них половину направят уже в текущем году на укрепление материально-технической базы рыбоохраны, приобретение горючего и авиапатрулирование. Твердовский надеется, что удастся преодолеть и ведомственную разобщенность в системе охраны водных биоресурсов. Скажем, за акваториями Обской и Тазовской губ следят пограничные войска, а для них поимка браконьеров - не самое важное дело. Но закрыть бреши можно только совместными действиями.

    Поделиться