В Москве прошел финал Общероссийской олимпиады по основам православной культуры. В олимпиаде участвовали 150 тысяч школьников из тех регионов, где преподается этот предмет. До финала дошли 140 человек.
Поясним, речь идет не о модуле новой дисциплины "Основы религиозных культур и светской этики", которая станет обязательной для школ с 1 сентября 2012 года, а об отдельном курсе, который выбрали некоторые республики и области в рамках регионального компонента. Олимпиада проводится в четвертый раз, и ее призеры имеют право на льготы при поступлении, в том числе, и в светские вузы на специальности "теология" и "история". Дорога, размещение, питание и экскурсии по Москве были для участников бесплатными.
Организаторы олимпиады - преподаватели Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета предложили школьникам написать работы по истории войны 1812 года и патриотизме русского народа. Именно этот вуз разрабатывает сейчас стандарт для бакалавриата по программе Основ религиозных культур и светской этики. По словам декана педагогического факультета Татьяны Скляровой, новый стандарт будет готов уже к сентябрю, а со следующего года вуз начнет набирать студентов на новую специальность.
- Одного учителя не стоит нацеливать на преподавание всех шести модулей. Этому нереально обучить даже за 4 года. Мы будем готовить учителей, которые смогут грамотно преподавать основы светской этики и основы православной культуры, - рассказала Татьяна Склярова. - А что касается других конфессий, то у нас разработан стандарт по программе "теология", который можно использовать в других модулях.
Сама Татьяна Владимировна, кстати, по вузовскому образованию преподаватель физики и математики. Но диссертации уже писала не о материальном, а о духовном.
- Мы объясняем студентам то, что им надо знать по стандарту, и рассказываем об опыте духовного осмысления.
Пока что педфакультет университета выпускает учителей начальных классов, которые тоже, разумеется, могут вести основы православной культуры. Студенты проходят практику в обычных московских школах и гораздо лучше ладят с детьми, чем их коллеги из светских вузов.
Наталья - студентка первого курса. В этом году она уже была на практике в московской школе №582.
- Как одному учителю преподавать "Окружающий мир", где поддерживается материалистическая картина мира и Основы православной культуры, где все представляется совсем иначе? - задаю вопрос.
Она ничуть не теряется. Чувствуется, что мастерством ведения дискуссии студентов тоже обучают:
- Подождите. Вы о Дарвине? Между прочим, его на русский язык переводили. Вы знаете об этом? Я вам расскажу, что сказал Дарвин: "То, к чему я пришел - всего лишь глина в чьих-то руках!"
- И все-таки, что вы бы сказали первоклашкам на "Окружающем мире"?
- Что есть разные теории. Я не будут отступать от программы, от планов уроков, но это не мешает мне верить во что-то другое. Я ведь тоже в школе проходила теорию Дарвина. И руку тянула, и отвечала, но думала иначе. - признается Наташа.
В разговор вступает ее подруга: " И я тоже в школе отвечала одно, но в сердце было другое".
О том, что в школе их могут попросить вести курс исламской культуры или буддизм они узнали с удивлением. Но подумав, решили, что если благословение будет, то могли бы вести и этот курс. "Но не углубляясь!" - подчеркнула Наталья.