25.04.2012 23:21
    Поделиться

    Крупнейших сотовых операторов оштрафовали за мобильную рекламу

    Граждан начали защищать от навязанной услуги - рекламы по телефону

    Впервые крупнейшим сотовым операторам пришлось раскошелиться за то, что они буквально отравляли жизнь обладателям мобильников бесполезной рекламой.

    Федеральная антимонопольная служба наказала штрафами две компании - крупнейшего сотового оператора и торговую фирму. Они должны заплатить больше ста тысяч рублей каждая за распространение sms-рекламы без согласия абонента. Поводом для возбуждения дела стало обращение в антимонопольную службу гражданина, которому несколько месяцев подряд присылали на мобильный сообщения с предложением купить женскую одежду и аксессуары. В конце концов эта реклама так доконала человека, что он пошел жаловаться. Владелец трубки написал в ФАС, что никому не давал согласия на получение рекламы. Более того, владелец телефона не раз обращался в сотовую компанию с просьбой прекратить присылать ему рекламу. Но оператор на эти просьбы не обратил внимания.

    Проверка жалобы замученного абонента показала, что ни сотовый оператор, ни торговая фирма не имеют на руках доказательств согласия абонента на получение рекламы товаров и услуг. В результате комиссия ФАС признала распространение без согласия абонента sms-рекламы нарушением Закона "О рекламе".

    Это очень приятное для граждан решение и очень полезный прецедент в применении этого закона. Для абсолютного большинства владельцев сотовых телефонов подобная "медвежья" услуга - купите у нас что-нибудь ненужное - давно превратилась в ежедневную неприятность. Такой рекламной рассылкой сейчас грешат все сотовые компании. В такой хамской услуге есть не только моральный аспект - бесконечные предложения купить или поиграть выводят из себя, но и материальный момент. Как ни клянется сотовый оператор, что sms-реклама бесплатна для абонента, деньги у граждан со счета при рассылке торговых предложений списываются рекордными темпами.

    Автору этих строк пришлось не один день ругаться с уже другим крупным сотовым оператором, когда объем такой рекламы превысил все нормы. Сотовая компания в конце концов признала, что к моему номеру подключена услуга под названием "Карусель". При этом оператор категорически отказался отвечать на вопрос, что это за услуга, кто ее подключил и с какого номера идет рассылка. Только обещание судебных исков и жалоб в антимонопольную службу умерило пыл оператора.

    Сейчас рекламный рынок переполнен предложениями коммерсантов "охватить" sms-рассылкой всех абонентов, до которых они могут дотянуться. Каждая такая компания хвастается количеством имеющихся у них номеров мобильников, на которые они готовы отправлять рекламу. Потенциальным заказчикам обещают максимум охвата при минимуме затрат. О том, что у них нет письменного согласия хозяев номеров на такую рассылку, компании не пишут. Более того, рекламодателям обещают "полную юридическую анонимность". Прямо так и пишут: "Никто и ни при каких обстоятельствах не сможет привлечь Вас к суду за разосланные sms-сообщения с Вашей рекламой. Мы обеспечиваем полное юридическое прикрытие Ваших sms-рассылок. Всю ответственность мы берем на себя!!!"

    Но эти слова - типичная рекламная уловка. Законов еще никто не отменял. Просто пока штрафы слишком малы по сравнению с прибылями, которые получают сотовые операторы. Да и граждане редко пишут жалобы на рассылку ненужной рекламы. А зря. Как выяснилось, закон может поработать на защиту от навязанных услуг.

    Справка "РГ"

    Согласно статье 38 Закона "О рекламе", заказчик sms несет гражданскую и административную ответственность за спам-рассылку, то есть рассылку без предварительного согласия абонентов. В соответствии с Законом "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если сам рекламораспространитель не докажет, что такое согласие им было получено.

    Рекламораспространитель по закону обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. За нарушение Закона "О рекламе" физическим лицам грозит от 4 до 20 тысяч рублей штрафа, юридическим лицам - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. При этом пострадавший может в суде просить дополнительные суммы в качестве компенсации за моральный ущерб и упущенную выгоду.

    Поделиться