25.04.2012 23:33
    Поделиться

    В Бишкеке прошел Второй съезд интеллигенции Киргизии

    В Бишкеке прошел II съезд интеллигенции Киргизии.

    Интеллигенция республики намерена стать публичной. Представители интеллектуальной элиты страны собрались в Бишкеке, чтобы обсудить, куда и как идти стране, заблудившейся в разнонаправленных реформах. Предоставлять право выбора пути только политикам, по мнению собравшихся, уже нельзя, поскольку за некоторых деятелей политбомонда им стыдно, а иные инициативы власть предержащих местную интеллигенцию даже пугают.

    Представители интеллигенции Киргизии, как оказалось, собрались впервые за последние 52 года. Первый ее съезд состоялся в 1960 году. С тех пор интеллигенты предпочитали обсуждать злободневные темы в узком кругу. Но, видимо, даже их терпению есть предел. Интеллигенции, как заверяли делегаты II съезда, надоело молча взирать на то, что происходит в стране.

    Открыл съезд спикер парламента Асилбек Жээнбеков. "На интеллигенцию во все времена возлагались особые надежды", - заверил он и задался вопросом, кого можно к ней причислить. По мнению спикера, - образованного и патриотически настроенного гражданина, который не боится говорить правду власть имущим, социально активен и всегда на стороне народа. Но поскольку по таким параметрам в число интеллигентов можно включить и тех, кто к ним не относится, Жээнбеков дипломатично подчеркнул, что никому свою точку зрения навязывать не хочет.

    - Интеллигенция - хранитель культурного кода, - попыталась помочь спикеру вице-премьер-министр Киргизии Гульнара Асымбекова. - Она - нравственный регулятор общества. Поэтому представители интеллигенции должны объединиться, чтобы помогать власти. Только она способна работать на развитие страны.

    Слово было дано гостю съезда - известному российскому политику и государственному деятелю Сергею Бабурину. Он посвятил часть своего выступления краткому экскурсу в советскую историю. Как выяснилось, для того, чтобы провести параллель между Союзом и Киргизией, в которой, на его взгляд, культуры разных народов успешно дополняют друг друга. И от этого опыта, как полагает Бабурин, республике отказываться нельзя.

    - Интеллигенция в Киргизии не сдалась и сопротивляется тому, чтобы превратиться просто в образованных людей, делающих бизнес, - заявил он. - Убежден, что интеллигенты смогут создать эффективную экономику и утереть нос большевистским либералам.

    Утереть нос идеологическим противникам, впрочем, местной интеллигенции будет чрезвычайно тяжело. В этом, по крайней мере, аудиторию практически убедил киргизский ученый, президент Ассоциации выпускников российских вузов Абдрахман Мавлянов. Он выступил с докладом о ситуации в стране. "В Киргизстане продолжается деградация науки и культуры", - констатировал Мавлянов, возложив ответственность за это на политиков и, собственно, саму интеллигенцию, которая, по его словам, не указала руководству страны путь успешного развития.

    Мавлянов затронул больную для Киргизии тему русского языка. "Удивляет, что отдельные политики, получившие образование в СССР, предлагают перевести делопроизводство на киргизский, штрафовать за его незнание, - утверждает он. - Это шовинистические призывы. Подобное грозит культурной деградацией самих киргизов, несет угрозу для государства".

    Мавлянова дополнил известный киргизский государственный и политический деятель Ишенбай Абдуразаков. "Киргизам всегда были свойственны свободолюбие и склонность к синтезу культур, - отметил он. - Мы всегда были открыты, и у нас была тяга к освоению передового опыта, откуда бы он ни шел. А сейчас стоит вопрос - как и куда мы должны идти дальше. Свое кажется особенно дорогим, но нам нужно отбирать из традиций то, что может служить государственным интересам. Ультрапатриоты вредят будущему страны. В мире нет народа, который бы создал свою культуру, опираясь только на свое наследие. Мы должны идти путем синтеза".

    Абдуразаков полагает, что Киргизии нужно взять пример с Японии, которая не чурается использовать европейские технологии. Приобщаться к мировому опыту и науке, как он считает, республике помогает то, что в ней сохраняется русский язык. С Абдуразаковым согласна его коллега, доктор филологических наук Замира Дербишева. По ее словам, ссылки на то, что русский язык мешает развиваться киргизскому, несостоятельны. При этом отказ от русского приведет к гибели нации.

    - Основной пласт не бытовой, научной информации - на русском языке, - говорит Дербишева. - Отказ от русского отрежет граждан от знаний. А чтобы поднять киргизский до соответствующего уровня, понадобятся многие годы. Нам нельзя отказываться от преимущества - знания одного из мировых языков. В противном случае наши дети не смогут получать полноценное образование.

    мнение

    Жумакадыр Акенеев, доктор экономических наук:

    - Нам нельзя отказываться не только от русского языка, но и от интеграционных проектов с Россией. Положение в нашей экономике катастрофическое. Имея одинаковые с другими республиками стартовые условия, Киргизстан занял последнее место по развитию в СНГ. Мы влезли в долги, развалили промышленность, развернули бе-зумную кампанию по созданию мелких крестьянских хозяйств. К концу 1980-х Киргизия производила продукцию на 14 миллиардов долларов, а сегодня - лишь на 6 миллиардов. Перспективы вступления в Таможенный союз, как ни странно, в республике рассматривают не отечественные, а различные западные фонды, делая упор только на негативные последствия. Но основные инвесторы республики находятся в Таможенном союзе. Путь к интеграции со странами, входящими в ТС, нам еще в XIX веке указали предки, и мы с него не свернем.

    Поделиться