Новый закон создает в казенных домах специальные пересыльные пункты, где арестанты могут остановиться проездом из одной тюрьмы в другую.
Недоброй памяти пересыльные тюрьмы существовали и в царское время, и в советское. Многие исследователи пишут, что это было место произвола - и администрации, и уголовного. Поэтому новость, что Госдума приняла в третьем чтении закон о создании в местах не столь отдаленных транзитно-пересыльных пунктов, вызвала у некоторых правозащитников неприятные ассоциации. Мол, не появятся ли за решеткой особые гиблые места, чтобы легче было издеваться над людьми?
Согласно закону для временного содержания осужденных, следующих к месту наказания либо перемещаемых из одного казенного дома в другой, могут создаваться специальные транзитно-пересыльные пункты при СИЗО и колониях. Срок постоя в таких местах строго ограничен - не больше 20 дней. Посидел арестант на дорожку, и в путь. В этом одно из главных отличий нынешних пунктов от старых недобрых пересылок. Там не было никаких ограничений по времени. Конечно, никто особо человека не задерживал, но при определенных обстоятельствах пересыльный арестант мог провести в транзитной тюрьме и несколько месяцев.
Раньше условия в подобных казенных домах были хуже не придумаешь. В царское время, например, были политические пересыльные тюрьмы для тех, кого без суда отправляли в ссылку. Такие тюрьмы находились в маленьких провинциальных городках, подальше от глаз широкой общественности. Внутренние правила особо не регламентировались, чтобы охрана могла творить, что хочет.
В сталинское время на пересылках хозяйничали уголовники, которые с позволения администрации грабили и избивали арестантов. Непонятно, так специально задумывалось или вышло само собой, однако в пересылках процветало насилие.
Сейчас тюремное ведомство не собирается возвращаться в старые времена. По крайней мере, так утверждают представители Федеральной службы исполнения наказаний.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, ежегодно конвойные подразделения уголовно-исполнительной системы перемещают более 2 миллионов человек по 144 плановым железнодорожным маршрутам, 252 автодорожным, 12 авиационным и 4 маршрутам по водным путям.
"При выполнении задач конвоирования возникает необходимость временного размещения осужденных в транзитно-пересыльных пунктах учреждений уголовно-исполнительной системы, связанная с разрывом маршрутов конвоирования, - говорится в документе. - Однако в законодательстве Российской Федерации подобные процедуры не предусмотрены". Осужденные будут содержаться в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания, определенного приговором суда, и с соблюдением требований раздельного содержания. Иными словами, попавшие за решетку в первый раз не должны пересекаться на пересылках с матерыми уголовниками. А тот, кому назначен общий режим, не должен сидеть по строгим меркам. И так далее.
Естественно, подобные пункты будут под контролем общественности, как и все казенные дома. Проверять их станут общественные наблюдательные комиссии.
Также закон усиливает ответственность осужденных за действия, как сказано в документе, "дезорганизующие деятельность исправительных учреждений". Групповой необоснованный отказ от приема пищи, организация голодовки, а также совершение группового акта членовредительства или его организация будут отнесены к злостным нарушениям тюремного порядка.