Путин: Планы развития ж/д транспорта имеют огромное значение

Вчера на Рижском вокзале премьер-министр Владимир Путин вплотную занялся железнодорожной отраслью. "Застрелив" из "Калашникова" кабана и прокатившись в кабине тренажера-локомобиля, председатель правительства призвал ставить долгосрочные планы и помнить, что перевозки не должны подавлять экономическую активность.

Совещание по развитию железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения решено было провести прямо "в цеху", то есть на Рижском вокзале. Первым делом глава кабмина оценил новинки - электропоезд "Ласточка", пассажирский электровоз серии ЭП20, а также передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО "РЖД".

"Ласточка" - пригородная электричка с кондиционером, способная разгоняться до 160 км/ч. Главное ее предназначение - перевозить гостей и участников Олимпиады в Сочи. После окончания Игр на Северо-Кавказской железной дороге останется только часть таких составов, остальные будут курсировать из Москвы в аэропорты города и обратно.

Поезд-лекторий заинтересовал премьера больше всего. Внутри вагонов - музей, модели, макеты, тренажеры... Состав уже преодолел свыше 30 тысяч километров и его посетили более 100 тысяч человек.

Владимир Путин и сам попробовал один из экспонатов. В частности, узнал, каково это - управлять необычным "КамАЗом", сев в локомобиль на основе платформы этого грузовика. Пристегнувшись, премьер "проехал" значительное расстояние - тряска была как в настоящей кабине, а затем переключил свое внимание на электронный тир, где лежал макет автомата Калашникова. Кабана на экране председатель правительства "убил" с первого раза.

- Стратегические планы развития железнодорожного транспорта имеют для экономики страны огромное значение, - заявил на совещании Владимир Путин. Именно здесь нужен долгосрочный государственный подход, считает премьер: смотреть нужно на 10-20-30 лет вперед.

Председатель правительства вспомнил, как в начале 2000-х годов многие эксперты полагали, что инфраструктурных резервов на "железке" достаточно и незачем думать о каких-то сложных и затратных проектах. Более того, многие считали "пустым прожектерством" планы по увеличению пропускной способности ключевых магистралей - БАМ и Транссиб. Тогда полагали так: дороги не загружены, и будут ли загружены - неизвестно.

Но "то, что казалось делом отдаленного будущего, стало просто необходимостью", - констатировал Путин. В связи с ростом экономики многократно увеличился и спрос на железнодорожные перевозки, в итоге БАМ и Транссиб работают почти на пределе.

"Мы теряем сегодня уже темпы выхода на новые рынки, - обобщил председатель правительства. - Российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать вполсилы на этом направлении". А ведь к 2020 году грузооборот по БАМу может утроиться, привел пример Путин. Да и что заглядывать так далеко: еще до 2014 года в целом по стране на железнодорожном транспорте ожидается рост грузооборота около 15 процентов.

Уже сегодня нужно выстроить четкую линейку приоритетных долгосрочных проектов и добиться полной ясности с источниками финансирования, указал премьер. Это могут быть частные инвестиции, крупный пул инвесторов, речь может идти и о различных формах государственно-частного партнерства, о привлечении институтов развития и, конечно, о прямом бюджетном участии, перечислил он.

- Для каждого конкретного проекта важно найти оптимальную схему, - дал понять Владимир Путин. - И скорее всего это должны быть такие смешанные схемы.

А вкладывать придется много. За последние годы масштабы инвестпрограмм на железнодорожном транспорте существенно возросли: с 2008 по 2011 год РЖД вложило в развитие 1,361 трлн рублей. Только в прошлом году объем инвестиционного бюджета компании увеличился на 26 процентов.

В предстоящие 10 лет на модернизацию инфраструктуры придется потратить еще порядка пяти триллионов рублей, сослался на экспертов Владимир Путин. В ближайшее время новые маршруты должны появиться в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 и чемпионату мира по футболу-2018. Средств потребует и развитие скоростного пассажирского сообщения.

"Вот почему важно сформировать эффективные, предсказуемые правила работы в отрасли", - объяснил премьер-министр. Эти правила должны быть понятны всем участникам процесса.

С этими словами председатель правительства перешел к одному из самых главных вопросов - тарифному. "Стоимость перевозки не должна подавлять общую экономическую активность в стране", - заявил он. При этом "у самих железнодорожников должны быть средства не просто на поддержание существующей инфраструктуры, но и на развитие", - добавил он.

Нельзя механически закладывать всю стоимость модернизации и развития железнодорожной сети в тариф, пояснил премьер. Нужно проанализировать инвестпрограммы, снизить внутренние издержки и найти ресурсы для оптимизации. "Понимаю уровень закредитованности компании, тем не менее нужно подумать", - намекнул он, пообещав поддержку.

- Нужна предсказуемая, понятная всем участникам экономической жизни формула расчета тарифов, причем не на один год, а желательно лет на 5-10, - заметил Владимир Путин.

Премьер также предложил подумать - по аналогии с энергетическим рынком - о внедрении принципов экономически обоснованной доходности на инвестируемый капитал.