Во время кризиса россияне больше употребляют шоколад и кофе с молоком

Социологи придумали новую единицу измерения нашей жизни - индекс "простых удовольствий"

Жизнь штука сложная и нелогичная. В каких единицах ее ни измеряй, сплошь и рядом получается какая-то нерадостная ерунда. Эту "однако, тенденцию" решили переломить социологи исследовательского холдинга Ромир.  Уровень "экономической уверенности" россиян они теперь будут выражать в ими же придуманном показателе, который они назвали "индекс "кофе с молоком".

Сама идея в общем-то не нова: достаточно вспомнить известный "индекс Биг Мака" - неофициальный способ определения паритета покупательной способности населения в разных странах. Однако в данном случае задача скромнее: социологи Ромир уже не первый год вычисляют на основе данных о покупках в различных магазинах так называемый Индекс потребительской активности россиян (ИПА). Теперь среди множества товаров, которые наши сограждане уносят из магазинов домой, исследователи выделили такие, которые традиционно относятся к числу не то чтобы жизненно важных, но зато доставляющих человеку радость и удовольствие. И подсчитали, насколько часто мы их покупаем в "хорошие" и "черные" дни.

По мнению социологов, к таким продуктам можно причислить кофе, молоко, шоколад и чистую питьевую воду в бутылках. Почему для расчета индекса "простых удовольствий" выбрали именно их? Как считают социологи, логика вполне прозрачная.

Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад  в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается страной скорее "чайной", нежели кофейной страной. О пользе молока  для взрослых  ведется много споров. Бутилированную воду начинают потреблять тоже  "от хорошей жизни": в принципе еще никто не умирал от того, что залил в чайник воду из-под крана, а в кружку - из фильтра. Точно так же, как и есть можно вместо скатерти - на газете, вместо красивого бокала пользоваться родным граненым стаканом, вместо вилки уминать еду за обе щеки ложкой… но надо ли, если можно сделать иначе?

Шоколад и подавно - лакомство, лакомство и еще раз лакомство. В отличие от  сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, он не считается первоочередным "подсластителем", а слаще делает не столько еду, сколько судьбину нашу горькую. Таким образом, составные части индекса "Кофе с молоком" - это, по сути дела,  минимальный, базовый набор наших "простых удовольствий", заключили социологи.

Новый индекс "Кофе с молоком" они рассчитывали на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Вот как, по подсчетам исследователей, вел себя в России индекс "Кофе с молоком" (КсМ) за последние два года и в первые месяцы 2012 г. Если внимательно изучить вычерченную социологами диаграмму, картина получится не Доу-Джонсу чета. Все о нашем "социальном самочувствии" как на ладони.

Динамика индекса "Кофе с молоком". Январь 2010 - март 2012.

"Кофе с молоком" в марте 2012 года вырос по сравнению с февралем на 1,95% и составил 732 пункта.  По сравнению с мартом 2011-го года рост индекса составил 6,85%. А по сравнению с мартом 2010-го - ровно 20%.  Если перевести цифры в слова, то можно заключить, что "простых удовольствий" у нас стало на 20% больше, нежели два года назад. Жить становится явно веселее.

В январе и феврале 2012 года индекс КсМ рос значительно меньшими темпами, чем в аналогичные месяцы 2011-го года. Динамика КсМ в январе-марте 2012 года подтверждает тенденцию к существенному снижению темпов инфляции на продовольственном рынке, отмечают социологи.

Рост индекса в марте был обусловлен повышением средней фактической цены приобретения бутилированной воды (на 7,7%) при росте объема ее потребления в домохозяйствах (на 4,5%). Однако рост цены и объема потребления воды был компенсирован снижением цены на кофе и шоколад (в пределах 1-2%) и снижением потребления молока (на 2%).

Рост потребления бутилированной воды в марте по сравнению с январем и февралем эксперты Ромир объясняют завершением периода праздников, сопровождавшихся активным потреблением соков, лимонадов и алкогольных напитков, и возвращением потребителей к более "будничной" структуре потребления напитков. Небольшое снижение потребления молока (среднесуточное потребление снизилось на 8,5%, т.к. март был длиннее февраля на два дня), возможно, связано с Великим Постом, пришедшимся как раз на март.

Темпы роста уже привычного для социологов и их аудитории индекса потребительской активности (ИПА) в 2008-2009 гг. были примерно в 1,5-2 раза выше темпов роста индекса "Кофе с молоком" (КсМ). Зато в 2010-2011-м КсМ стал расти быстрее, чем ИПА. По мнению экспертов Ромир, это свидетельствует о завершении острой фазы кризиса. Потребители с облегчением вздохнули и с большей энергией решили баловать себя маленькими радостями в виде кофе с молоком и шоколадом.

Социологи Ромир утверждают, что индекс КсМ - это показатель некой экономической уверенности потребителей. Анализ его динамики доказывает, что никакие кризисы и экономические потрясения все-таки не заставят россиян отказаться от маленьких гастрономических радостей. Причем россиян любого достатка. Индекс "Кофе с молоком" в группах людей с разными доходами отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов.

Все, кончился кризис? Жизнь налаживается? Тогда мне чашку кофе, пожалуйста. И шоколадку впридачу…

ОПРОС "РГ"