Россияне готовы платить за Общественное телевидение

Когда на дискуссионной площадке "Открытая трибуна" с партийцами решили обсудить проблемы телевидения, они и их сумели повернуть себе в пользу, а конкуренту - во вред.

Начали с документа. Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Михаил Федотов честно признался, что у него есть вопросы после прочтения указа Дмитрия Медведева о создании общественного телевидения. Дело в том, что у Совета была разработана целая концепция, и теперь Федотов говорил со знанием дела, что "при решении вопроса о финансировании мы предлагали систему целевого капитала, и предложение минкомсвязи было аналогичным, но когда формировался указ, вылетел очень важный элемент - фонд развития общественного телевидения. А согласно законодательству о целевом капитале собственником целевого капитала может быть некоммерческая организация, созданная только в одной организационно-правовой форме - форме фонда. А общественное телевидение создается в форме автономной некоммерческой организации". Он также считает, что придется вносить поправки и в закон о целевом капитале.

Зато Федотов легко предложил оригинальный принцип формирования наблюдательного совета: взять список тех, кто был указом президента награжден орденом "За заслуги перед Отечеством", вычеркнуть тех, кто моложе 25 лет, и тех, у кого нет высшего образования. А политиков, особенно депутатов Госдумы, туда включать не надо. "Почему? - возмутился председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин. - Пусть этот совет наполняется разными политическими силами, политическими партиями, они разные и будут спорить между собой - пусть будет по представителю от каждой". Он считает, что "наша проблема не в том, что у нас нет общественного телевидения, а в том, что у нас есть государственное телевидение в том виде, в каком есть, и ничего не изменится от того, что на одном дециметровом канале будет ответственность, а на всех метровых продолжат глушить население".

Надо сказать, что критически о содержании телеящика высказывался каждой второй выступающий, подробно перечисляя, какие именно телепрограммы его особенно раздражают. "Мы бы с удовольствием не показывали ничего плохого, если б оно не происходило в стране", - отмел упреки телеведущий ТВЦ Роман Бабаян. "Если кому-то не нравится передача - не смотрите, а для защиты детей существует родительский контроль, - добавил известный либерал Борис Надеждин. - Вообще, наша дискуссия интересует 3% населения, а 90% из нас воспринимают ТВ как способ отдохнуть и развлечься".

Раз уж речь зашла о цифрах, то гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров просветил, что, оказывается, россияне совсем не против не только самого общественного телевидения, но и даже готовы платить за него - но не более 86 рублей в месяц. Тем не менее, по его подсчетам, если четверть взрослого населения России будет готова его смотреть - бюджет такого телеканала будет лишь вполовину меньше, чем у Первого.

"Вся дискуссия об общественном телевидении возникла как реакция на тенденциозное освещение политической жизни в период выборов", - напоминал Надеждин. "Я не слышал, чтобы шахтеры Кузбасса требовали общественного телевидения, - подключился член фракции КПРФ, кинорежиссер Владимир Бортко, - это партия либеральной интеллигенции, она уже имеет свои СМИ - это "Эхо Москвы" и телеканал "Дождь". Он напомнил, что успеха идеи либералов в провинции особого не нашли, а пришел к выводу, что сейчас те требуют создания либерального ТВ, чтобы "получить Болотную площадь в масштабах всей страны". Бортко также решительно раскритиковал идею выделить 30 млрд. рублей для создания общественного телевидения (на базе телеканала "Звезда"), но закончил как настоящий политик: "Если оно будет создано, то КПРФ требует для себя там достойного представительства". "Каким будет общественное телевидение - зависит от нас с вами, - пытался погасить страсти первый замсекретаря президиума Генсовета "Единой России" Сергей Железняк, - оно существует в 49 странах мира. Там должны быть представлены разные точки зрения, разные политические силы, и оно должно стать своего рода гайд-парком". Идею создания телевидения без рекламы и для общества поддержали "Патриоты России" и раскритиковало "Правое дело". А доктор политических наук Сергей Черняховский поддержал настолько, что предложил сделать главой совета Евгения Примакова, а директором - Виталия Третьякова.