Новости

02.05.2012 00:47
Рубрика: Экономика

Два миллиона за жизнь

Пассажиров метро страховать не будут, но компенсацию выплатят

Жизнь и здоровье пассажира в России оценили в два миллиона рублей. Такую компенсацию должен заплатить пострадавшему перевозчик. За порчу имущества полагается 23 тысячи рублей.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о страховании ответственности перевозчиков за вред, причиненный пассажирам.

В первоначальной редакции в документ были включены практически все виды пассажирского транспорта. Но метро в итоге выпало из списка.

22 миллиарда пассажиров в год перевозят в России на всех видах транспорта

"В мэрии Москвы заявили, что страхование потребует больших расходов из бюджета, поскольку метрополитен - очень крупный перевозчик. Называлась сумма - два миллиарда рублей в год, - рассказала "РГ" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. - Мы решили пойти навстречу, но обязали метрополитен в случае инцидентов выплачивать пострадавшим компенсации, предусмотренные законом".

Если это требование не будет выполняться или пассажиры столкнутся с бюрократическими препонами при получении денег, придется перевести на обязательное страхование и подземку, пояснила Бурыкина.

Сейчас, как напомнил зампред комитета Юрий Исаев, обязательное страхование ответственности перевозчиков предусмотрено только на воздушном транспорте. Председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев уточнил, что по правилам Воздушного кодекса пострадавшие в авиакатастрофе могут рассчитывать на компенсацию до двух миллионов рублей. А пассажиры, пользующиеся другими видами транспорта, по действующему еще с 1992 года президентскому указу об обязательном личном страховании пассажиров - лишь на 12 тысяч рублей.

"Закон должен выровнять размеры компенсаций вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки. Страхование ответственности перевозчика - это более эффективная и современная замена личного страхования пассажиров", - подытожил Москвичев.

Однако некоторые эксперты прогнозируют, что вступление в силу закона спровоцирует рост тарифов - перевозчики, как это обычно бывает, просто переложат дополнительные расходы на пассажиров.

В профильном комитете Госдумы считают, что экономических оснований повышать цены на билеты нет. Похожей точки зрения придерживаются и страховщики. "Предельные размеры страховых тарифов по каждому виду транспорта будет устанавливать правительство, - комментирует "РГ" Андрей Романов, начальник отдела страхования автоперевозчиков департамента транспортного страхования одной из страховых компаний. - Пока же можно сказать, что на социально значимых видах транспорта (железнодорожный пригородный и городской транспорт) страховая премия в расчете на одного пассажира предлагается в размере от 1 до 30 копеек. Вряд ли такие суммы дают основание для увеличения стоимости билетов".

Романов добавил, что с принятием закона будет отменен действующий сейчас президентский указ об обязательном личном страховании пассажиров, то есть исчезнет страховой сбор, который включался в стоимость билетов. Стоимость проезда, следовательно, уменьшится на величину такого сбора.

Закон заставит перевозчиков не только более ответственно относиться к жизни и здоровью пассажиров, считает Исаева, но и внимательнее следить за состоянием своего транспорта. Сергей Закройщиков, начальник управления корпоративного обслуживания одной из страховых компаний, видит плюс нового закона в том, что процедура получения страховых выплат после вступления закона в силу станет простой и понятной. Выгодна реформа и перевозчикам. "Они смогут сохранить свою финансовую состоятельность и будут избавлены от исков от пострадавших пассажиров", - резюмирует Сергей Закройщиков.

Кстати, единственный вид транспорта, который вообще не упомянут в законе, - это такси. "В перспективе действие закона нужно будет распространить и на таксомоторные компании, - говорит Наталья Бурыкина. - Но сначала предстоит решить другую задачу - легализовать таксистов. Сейчас большинство из них продолжает работать на сером рынке". Поправки в законодательство на сей счет уже приняты.

свежая голова

Виктор Ерофеев, писатель:

В "РГ" на 1-й и 2-й странице я узнал о том, что вступает в силу новый законопроект о страховании ответственности перевозчиков за вред, причиненный пассажирам. Думаю, такая инициатива остановит нерадивых любителей скорости и разгильдяев, которым плевать на  чужое здоровье и жизнь, не говоря уже об имуществе.  Давно пора было это сделать и чем ответственнее будут те, кто нас перевозит или те, с кем мы летаем, чем больше будет у нас спокойствия за наших близких и друзей. Очень важно, чтобы закон был продуман настолько скрупулезно, чтобы перевозчик понимал, что отвертеться невозможно, потому что невозможно терпеть больше авиакатастрофы, аварии, причиной которых становится, в основном, желание сэкономить время, деньги или просто невнимательность. Эти вещи у нас в стране уже превратились  в эпидемию.

Я был бы только благодарен этому нововведению, потому что путешествую и передвигаюсь почти на всех видах транспорта. Могу сказать, что у нас совершенно чудовищные водители маршруток и такси. Они такие лихачи, к которым лишний раз садиться бывает страшно. Они не понимают, что экономят всего лишь какие-то пять-десять минут, стремительно обгоняя автомобили справа и "повисая" на одном колесе на обочине. Зато подвергают опасности жизнь десятки пассажиров. А если среди них есть беременные женщины или люди со слабым позвоночником?

Вообще надо постараться найти какую-то формулу решения этой проблемы. Безобразие, что в Москве в позднее время так мало официальных такси. Хотелось бы, чтобы вообще не было нелегальных водителей. Потому что порой, когда спешишь, приходится садиться непонятно к кому. Я возмущен, что таксисты на бешеной скорости, не соблюдая правил, везут тебя, создавая опасную, криминальную ситуацию.

У нас в стране есть такая тенденция, о людях не думать. Например, безбожно дорогие тарифы на внутренний городской транспорт. По сравнению с зарплатами людей, это просто немыслимо. При новом законе о страховании  пассажиров нельзя давать возможность перевозчикам мухлевать и завышать цену билетов за счет страховки.

Да и авиаперевозки сейчас тоже недешевые. Посмотрите, какая разница в стоимости билетов, например,  из Москвы в Варшаву  и из Варшавы в Париж. Это примерно одинаковое расстояние, а наши цены в разы дороже. Мне кажется, что этим тоже надо заняться, потому что чьи-то сверхприбыли отзываются на нас всех. И это общенациональная проблема, с которой надо бороться.

По поводу порчи имущества тоже немало нюансов. Встречалось, раньше воровали сумки в аэропорту, а это ведь багаж который сдается при перелете. Или внутри все хрупкое было побито. Видимо, при перевозке их просто швыряют из угла в угол. Дескать, не пойман - не вор.

Подготовила Елена Кухтенкова

Экономика Финансы Рынок страхования Экономика Транспорт Общественный транспорт