В Санкт-Петербурге открылся V Съезд уполномоченных по правам ребенка. "Защита прав детей в смешанных браках" - тема, которой в рамках съезда был посвящен видеомост Москва - Санкт-Петербург.
В начале видеоконференции Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову был передан "Народный список русских семей", пострадавших от западных социальных служб: за три месяца выявлены 66 семей из 18 стран, из которых были изъяты 96 детей. Этот список подготовило новое общественное движение "Русские матери".
На днях к общественному движению "Русские матери" обратилась за помощью женщина из Норвегии. Лариса (фамилию она скрыла из-за страха перед норвежской опекой "Барневарн") обнаружила, что ее муж, бизнесмен, - завсегдатай порносайтов и большой любитель гомосексуальной и педофильной "клубнички". "Это было мерзко", - вспоминает о своем ужасе Лариса. Выяснилось, что русская жена была нужна норвежцу для ширмы: "В его деревне надо было выглядеть при бабе, как все". Осознав, что интерес супруга к мальчикам-подросткам отнюдь не только виртуален, несчастная русская мать "поняла, что надо мотать удочки": "Барневарн" в любом случае будет на стороне отца-гомосексуалиста. Отнимают русских детей у русских матерей по всему миру: у домохозяек в Финляндии и баронессы на острове Мальта, у юриста международного уровня Марианны Гринь, вынужденной тайно бежать из Италии с пятью детьми от мужа-садиста, и Татьяны Читаевой, которая жила со своей семьей по статусу беженцев в Германии, а вернулась с детьми в Россию совершенно законно. Пока выявлено 66 семей из 18 стран.
Павел Астахов на пресс-конференции признал, что один из самых сложных случаев - то, что происходит с Антоном, сыном Риммы Салонен. Недавно, 12 апреля, исполнилось три года со дня беспрецедентной кражи пятилетнего мальчика, осуществленной сотрудниками МИД Финляндии, и контрабандным вывозом его в Суоми в багажнике дипмашины. Однако финским судом были осуждены не папаша Пааво и консул Симо Пиетиляйнен, а мать Римма.
У Ирины Бергсет после ее попыток заявить социальным работникам, что мальчики пострадали от отца-педофила, норвежская опекунская служба "Барневарн" с помощью полицейских отобрала двух сыновей 4 и 13 лет. Обвинение было выдвинуто против самой несчастной матери - "угроза кражи ребенка в Россию". Кстати, даже предполагаемые мысли о поездке с ребенком на историческую Родину - главный криминал для всех социальных служб Запада. Со старшим сыном Ирине удалось вернуться в Россию, но младший, рожденный в Норвегии Миша, остался с отцом-педофилом. На днях норвежский суд лишил Ирину Бергсет родительских прав над пятилетним сыном, позволив ей свидания один раз в год по десять часов.
В конце прошлого года хрупкая русская женщина Ирина Бергсет инициировала и возглавила общественное движение "Русские матери".
- Мы особый народ, - сказала на видеомосте Ирина. - И те, кто живет на Западе, нас не понимают. Как пробормотала вчера во время пикета у норвежского посольства финская журналистка: "У них что-то с головой, у этих русских". Да, мы любим наших детей, плачем, когда их вырывают из наших рук, боремся за их возвращение в наши семьи.
"Можно ли нам ходатайствовать о том, чтобы был создан специальный отдел по случаям с нарушением прав детей в смешанных браках?". - этот вопрос она задала главному детскому омбудсмену России.
- Этот вопрос нужно обсуждать, - ответил Павел Астахов. - Для начала нужно выделить в Следственном комитете РФ хотя бы одного человека, который занимался бы этими вопросами.
Ирину Бергсет поддержала и Римма Салонен:
- Я убеждена, что в России назрела потребность выработать необходимые механизмы, адекватные или ассиметричные меры для защиты своих детей и для содействия скорейшему возвращению российских семей на историческую Родину. Уверена, со мной согласятся миллионы: Россия должна бороться за каждого своего ребенка, за каждого российского гражданина, как и подобает великой державе.
Павел Астахов рассказал, как трудно идут переговоры с зарубежными властями и соцслужбами опеки, которые не желают обсуждать с Россией вопросы об украденных, по сути, детях. При этом часто следовали ссылки на то, что Россия, дескать, не присоединилась к Гаагской конвенции "О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей". В прошлом году наша страна присоединилась к этой конвенции. Однако мытарства русских матерей и детей продолжаются.
На вопрос корреспондента "РГ", почему Гаагская конвенция до сих пор у нас не заработала, Павел Астахов ответил: "В нашей стране не созданы механизмы для ее применения. Видимо, в ближайшее время надо собирать Координационное совещание с представителями МИДа, Верховного суда, Следственного комитета России". Добавим, только что 24 апреля Дмитрий Медведев в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции России внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Поправка должна гласить, что отныне согласия иностранного родителя на оформление российского гражданства ребенку в смешанном браке требоваться не будет. Многие русские семьи смогут вздохнуть спокойно.
Елена Тимошина, эксперт Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, кандидат юридических наук, криминолог:
- Все чаще власти и социальные службы зарубежных государства препятствуют вывозу из страны детей от международных браков, даже если ребенок имеет другое, "не местное", гражданство. Иногда с этой целью придумываются самые невероятные предлоги для изъятия детей из семьи. Эти действия по их участившейся распространенности и степени общественной опасности можно уже назвать новым видом преступности, который пока к таковой еще не отнесен. И государственные, законодательные власти России, несомненно, должны обратить пристальное внимание на это явление. Необходимо, прежде всего, обеспечить правовую основу защиты наших граждан и их детей, которые находятся за рубежом.
К тому же во многих европейских странах существует закон о запрете разглашения информации о детях и родителях, которые попали в поле деятельности социальных ювенальных служб. Якобы в интересах семей. На самом деле это приводит к замалчиванию проблемы. Те матери-иностранки, которые осмеливаются что-то говорить, рискуют лишиться права видеться со своим ребенком, и, более того, могут быть подвергнуты уголовной ответственности.
Можно удивляться смелости, как правило, русских женщин, которые борются за своих детей. Это особенность нашего менталитета, у нас не подавлена воля к сопротивлению. Однако этим, преследуемым на Западе, матерям и их детям особо необходима помощь России.
Новое общественное объединение "Русские матери" появилось в декабре прошлого года: 18 декабря открылись ее штаб-квартиры в четырех странах Европы - Норвегии, Дании, Бельгии и России, а 25 декабря состоялся его учредительный съезд, проведенный женщинами, находящимися в разных странах, с помощью Интернет технологии "Скайп". Инициаторами выступили славянские матери и отцы, насильственно разделенные со своими родными русскими детьми на территории Королевств Норвегия, Дания и Бельгия. У русских родителей в этих странах в 2011 году насильственно отобрали 15 родных детей. Как общественная группа пострадавшие в этих странах родители объединились еще летом 2011 года. Девиз новой неправительственной организации "Русские матери всех стран объединяйтесь!". "Русские матери" намереваются в течение 2012 года открыть горячие телефонные линии помощи пострадавшим русским детям и матерям более чем в 30 странах мира.