Заслуженный артист Башкортостана Ильгам Валиев стал лауреатом национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Специальная премия жюри музыкального театра".
Этой престижнейшей в театральном мире награды тенор удостоился за исполнение партии Принца в спектакле "Любовь к трем апельсинам" Екатеринбургского театра оперы и балета. Никакого противоречия нет. Просто Ильгам Валиев уже год работает в столице Урала, оставаясь солистом Башкирской оперы, где занят в трех спектаклях. Башкирский государственный театр оперы и балета Ильгам Валиев по праву считает своим родным домом. Ведь здесь началось его становление как оперного певца, здесь были первые роли, а значит, удачи и неудачи. Поэтому свою весомую награду - "Золотую Маску" Ильгам привез в Уфу показать коллегам, семье, друзьям.
- Спектакль "Любовь к трем апельсинам", который мы представили на "Золотую маску", идет в Екатеринбурге уже целый сезон. Он претендовал на награду по трем номинациям: лучший спектакль, лучшая дирижерская работа (Павел Клиничев) и лучшая режиссерская работа (Уве Шварц), - рассказал певец. - Но вот победил в неожиданной номинации.
Режиссерская задумка была смелой и воплотилась адекватно. Это необычный спектакль о спектакле, своего рода шоу. Уве Шварц построил на сцене еще одну сцену. Отовсюду все выезжало, вылетало, но, несмотря на всю техническую сложность, за сезон не было ни одной осечки. Артисты одновременно были зрителями и участниками действия. Это относится к прологу, когда вдруг "выясняется", что солистов нет, спектакль не состоится, но, может быть, зрители не откажутся посмотреть концерт мастеров искусств? Тут в зале начинается хаос. Одни кричат, чтобы вернули деньги за билеты, вторые сетует, что первый раз пришел в оперу и - на тебе, третьи устремляются к выходу. Тогда исполнителей Короля и Принца приглашают из зала. Они поднимаются и начинают петь. По словам Ильгама Валиева, происходит все настолько убедительно, что зрители каждый раз принимают происходящие за чистую монету.
В Москве знаменитую, но не очень популярную оперу Сергей Прокофьева показали на сцене Большого театра 10 апреля. Репетиция была всего одна, во время которой постановщики и артисты столкнулись с некоторыми трудностями. Сцена оказалась огромной, к тому же наклонной, из-за чего реквизит - шарики - укатывался к краю оркестровой ямы.
- Выступать на этой сцене для любого артиста очень волнительно, - поделился своими впечатлениями Ильгам. - Когда я увидел, какой огромный зал открывается передо мной, почувствовал, как по телу побежали мурашки. Машинально начал думать, как озвучить это пространство. Но в целом ощущение было такое, будто ты ступил на святое место. Поэтому надо было отработать даже не на 100, а на 200 процентов. Тем более что нас предупредили: в зале будут сидеть очень серьезные критики, именитые артисты ведущих театров страны. И мы выступили отлично.
Ильгам говорит, он совершенно не ожидал, что его Принц чем-то заинтересует жюри.
- Честно говоря, вначале я терпеть не мог этого персонажа, - признался он. - У меня другое амплуа. Тенор - это романтические партии, где надо любить своего партнера, страдать вместе с ним. У меня были хорошие учителя, и уже что-то начинало получаться. А тут - полнейший антипод. Выходит на сцену - ноет, просит 20 капель, которые ему помогут. Такой ипохондрик. Это, кстати, мне близко. Но когда фея Моргана внушает ему неизбывную любовь к трем апельсинам, то он превращается в нелепого персонажа, которого трудно играть. Если не доигрывать, скажут: слабенько, неталантливо. Переигрывать: людям надоест слушать и они будут думать, когда же ты закончишь петь. Сама партия невероятно трудная, сплошная математика. Для нас, привыкших к Верди, Чайковскому, это нелегко. Сколько раз я бросал ноты, потому не воспринимал эту музыку. Но путем "вбивания" мы выучили свои партии и нам они даже начали нравится.
"Золотая Маска", завоеванная Ильгамом Валиевым, первая в Екатеринбургском театре. Она оказалась отличным подарком к его 100-летию. После того, как "Золотую Маску" увидят преподаватель Ильгама профессор Уфимской академии искусств Фарзана Сагитова, его родители, живущие в деревне, она вернется в Екатеринбург и будет помещена в театральный музей.
Самое любопытное в истории постановки "Апельсинов…" то, что в создании спектакля участвовали творческие личности, работавшие в Уфе. Директор Екатеринбургской оперы Андрей Шишкин возглавлял в свое время уфимский театр. Уве Шварц когда-то ставил здесь "Волшебную флейту", "Бал-маскарад". В это же время работали Ильгам Валиев, Владимир Копытов и Татьяна Никанорова, которые теперь поют в Екатеринбурге и заняты в "Апельсинах…". Тем не менее тот же "Бал-маскарад", представленный в 2007 году на "Золотую Маску", не был отмечен жюри и не стал знаковым для театра.
Возможно, дело в условиях, созданных для артистов, недаром подбор труппы, по словам Ильгама Валиева, просто блестящий. Его самого полностью устраивает то, что предложено в Екатеринбурге - и по финансовой части, и по бытовой. Театр снимает для него однокомнатную квартиру буквально в шаговой доступности. Правда, приходиться часто ездить в Уфу, к семье, и еще мотаться по стране, ведь Ильгама приглашают выступить разные театры. И он не отвергает эти предложения, считая, что подобный опыт очень полезен для профессионального роста.
- Новый коллектив, новый зритель - это всегда подтягивает, - убежден артист.