В будущем году Международный комитет Фэйр Плей отметит свое 50-летие. А в этом, как всегда, назвал своих лауреатов в трех номинациях. Надо сказать, что юбиляр в отличной форме. В этом году вручение прошло как никогда торжественно. Местом вручения выбрали старинный замок венгерских королей в часе езды от Будапешта. Под его древними сводами под звуки мелодий Ференца Листа в исполнении маленького оркестра и началась церемония.
Трофей Пьера де Кубертена считается наиболее почетным. Им награждается спортсмен, совершивший самый благородный поступок или жест года. "РГ" уже рассказывала о хоккеисте ярославского "Локомотива" Иване Ткаченко. (См. 27 апреля 2012 года.) Капитан клуба погиб в авиакатастрофе вместе со всей командой. А до этого, как выяснилось уже после смертельной аварии, помогал больным детям, переводя крупные суммы на их лечение. Последнее сообщение он отправил 16-летней Диане Ибрагимовой: скоро она получит 500 тысяч рублей. Полмиллиона пришли, когда Ивана уже не было в живых. И чудеса случаются, именно купленные на эти деньги лекарства помогли, Диане стало легче. Как выяснилось, Иван Ткаченко помогал не только Диане. Мы часто бурчим, ох уж эти хоккейные и футбольные миллионеры. Но не все вкладывают заработанное в новые рестораны и покупку недвижимости. Есть и ребята, похожие на Ткаченко.
В совсем недавние времена такой благородный жест мог бы и не попасть в список заслуженно отмеченных СИФП. Но в 2011-м по инициативе президента МОК Жака Рогге в олимпийский регламент внесены изменения. Под конец своего правления бельгиец все же решил оставить след в мировой спортивной истории. Теперь "перевод денег, заработанных спортивной деятельностью, на благотворительность, улучшение жизни нуждающихся в помощи, оценивается и как поступок, совершенный в благородном духе Фэйр Плей".
С передачи этого Диплома, задавшего тон всему действу, и началась церемония. А для получения посмертной награды из рук президента СИФП венгра Йено Камути подняться на сцену выпало мне, как члену Международного комитета Фэйр Плей от России. Мне очень хотелось, чтобы чинный зал, в котором собрались спортивные деятели из национальных олимпийских комитетов Европы, подробно узнал о благородстве русского игрока. Овация в завершение рассказа - свидетельство того, что услышали, поняли, оценили. Я пообещал, что Комитет Фэйр Плей России и Федерация хоккея обязательно передадут эту награду вдове Ивана Ткаченко в Ярославле.
Трофей же Пьера де Кубертена получил турок Эрван Явуз. Во время скачек в Стамбуле жокей, что называется, на полном скаку помог сопернику "укротить" скакуна, почти что вышедшего из повиновения. И тот финишировал первым. А Явуз, имевший все шансы на победу и потерявший на этом драгоценные секунды, остался лишь четвертым. Хороший паренек этот крошечный турок, боевой вес которого килограммов под 50. Но рисковал упасть, сломаться, когда на полном скаку одной рукой сдерживал своего коня, а другой мгновенно натянул уздечку чужой лошади.
Спортивная карьера и вся жизнь в духе Фэйр Плей - так называется Трофей, названный в честь основателя Комитета Фэйр Плей француза Жана Боротра. На этот раз обладателей Трофея двое - пловчиха Лаура Вака из Мексики и 22-летний немец Вальтер Килгер. Килгер стал инвалидом после автокатастрофы в 1984-м. В 1989-м нашел силы для нового спортивного увлечения - настольного тенниса. В 1998-м вошел в сборную Германии, за которую играл до 2010 года. Он не только завоевал титулы чемпиона Европы и мира среди парализованных, но и запомнился всем братским отношением к любому сопернику. Бывало, что судьи ошибались, присуждая ему невыигранные очки, и тогда Килгер останавливал поединок, деликатно, не обижая арбитра, прося восстановить справедливость. "Настольники" всех стран именовали его поведение "модельным". Теперь Килгер тренирует молодых ребят с тяжелыми недугами.
В этом году и у трофея Вилли Дауме два обладателя. Награждение знаменитой оперной примадонны Эрики Миклоши и фехтовальщика - паралимпийца Пал Шекереша - дань Венгрии, где движение Фэйр Плей поддерживают около 70 процентов населения. Международный комитет Фэйр Плей уже почти 12 лет возглавляет знаменитый фехтовальщик, чемпион мира, доктор, хирург и просто обаятельнейший человек Йено Камути. На Генеральной ассамблее Фэйр Плей в Будапеште он переизбран на этот пост еще на четыре года. И если уж мы заговорили о выборах, то сообщу, что подтверждено членство в Комитете почетного вице-президента ОКР, профессора Владимира Родиченко и автора этих строк. А сейчас к нам присоединился и третий представитель России - руководитель российского студенческого спорта, первый вице-президент ФИСУ Олег Матыцин. Это дало повод генеральному секретарю СИФП, известному французскому писателю Жану Дюрри заметить: "Раньше в нашем Международном комитете много было только фехтовальщиков. Теперь стало и много русских. И это - хорошо!"
У Фэйр Плей, как видите, достойные представители. Если вам известно о примерах проявления Фэйр Плей в большом и массовом спорте, пожалуйста, сообщите о них по электронному адресу
- Лаура, насколько понимаю, вы участвовали и в Олимпийских играх?
Лаура Вака: Дважды. У себя на родине в Мехико в 1968 году и потом в Мюнхене-72.
- Наверняка знакомы и с нашими пловцами?
Лаура Вака: С одним, Семеном Белиц-Гейманом, дружу до сих пор. Он брал олимпийские медали на 1500 метрах. Семен и посоветовал мне плавать дистанции подлиннее.
- За почти полвека в плавании, какой заплыв показался вас самым трудным?
Лаура Вака: Тут и думать нечего. Конечно, тот самый, когда я дважды переплыла Ла-Манш, а было мне уже за… Я же мексиканка, и потому теплолюбива. И спасибо моим тренерам, которые заставляли меня тренироваться в холодной воде. Мы искали ее по всей Мексике и нашли. Но когда я только окунулась в воду пролива между Францией и Британией, то сразу ощутила, что вода на несколько градусов ниже, чем думала. И плыла туда и, особенно, обратно, с мыслью, что вот сейчас сведет ноги. Но пути назад для меня не было, те часы - наиболее трудные в жизни. И, возможно, наиболее счастливые. Я доплыла, преодолела.
- После таких сложностей все остальные, наверно, виделись пустяками.
Лаура Вака: Не скажите, амиго, не скажите. Очень трудно воспитывать моего сына. Ему всего 31, и как же это новое поколение отличается от нашего. В этой борьбе характеров ничуть не легче, чем в борьбе спортивной.
- Теперь, когда вам вручен престижнейший приз Фэйр Плей за благородство на протяжении всей спортивной карьеры, нет ли мыслей ее на этой высокой ноте и закончить?
Лаура Вака: Ничего похожего. Да, Трофей - высшая точка, но я по-прежнему буду плавать. Скоро чемпионат мира среди пловцов старшего возраста. Я участвовала еще в первых первенствах, когда на старт выходили человек 800. Теперь в Италию на очередной чемпионат нас приедет около 6000. ФИНА сначала была удивлена подобным интересом, а теперь поняла, что нет лучших пропагандистов плавания, чем мы.
- И на каких дистанциях предстоит состязаться?
Лаура Вака: К сожалению, только на пяти.
- Почему "к сожалению"?
Лаура Вака: Хотелось бы и побольше, но ФИНА для нашей возрастной группы установила лимит - всего пять номеров программы.
- Но вы же не Майкл Фелпс.
Лаура Вака: И не надо всем быть Фелпсами. Однако установить мировой рекорд, как я делала в 2008-м, для своего возраста, мечтаю.
- А какие еще мечты вас посещают?
Лаура Вака: Вы знаете, после того, как я побывала на торжественной процедуре вручения призов Фэйр Плей, я подумала, что буду обязательно участвовать в этом движении. Сил у меня хватает.
В этом году и у трофея Вилли Дауме два обладателя. Награждение знаменитой оперной примадонны Эрики Миклоши и фехтовальщика - паралимпийца Пал Шекереша - дань Венгрии, где движение Фэйр Плей поддерживают около 70 процентов населения. Международный Комитет Фэйр Плей уже почти 12 лет возглавляет знаменитый фехтовальщик, чемпион мира, доктор, хирург и просто обаятельный человек Йено Камути. На Генеральной Ассамблей Фэйр Плей в Будапеште он переизбран на этот пост еще на четыре года. И если уж мы заговорили о выборах, то сообщу, что подтверждено членство в Комитете почетного вице -президента ОКР, профессора Владимира Родиченко и автора этих строк. А сейчас к нам присоединился и третий представить России - руководитель российского студенческого спорта, первый вице-президент ФИСУ Олег Матыцин. Это дало повод генеральному секретарю СИФП, известному французскому писателю Жану Дюрри заметить: "Раньше в нашем Международном комитете много было только фехтовальщиков. Теперь стало и много русских. И это - хорошо!"
Но вернемся к призам. Если бы не травма, красавица Эрика Миклоша могла бы стать отличной бегуньей. И тогда она ушла … в оперу, где провозглашена мировой примадонной. Но спорт все же не оставила. С 2004 года она бегунья - волонтер - поводырь слепых и слабовидящих спортсменов, принимающих участие в многочисленных состязаниях, организованных для них венгерским национальным олимпийским комитетом. Эрика - живое и прекрасное воплощение триединой идеи, провозглашенной Пьером де Кубертеном - спорт, культура и Фэйр Плей. От себя добавлю - присутствует тут и красота. Вот уж действительно сошлось.
Пал Шекереш - единственный фехтовальщик мира, у которого есть медали двух Игр - олимпийской бронзы 1988 года и нескольких Паралимпийских, причем две из них золотые. В 1991-м, возвращаясь домой после фехтовального турнира, он попал в автокатастрофу. Ему никогда не подняться с инвалидной коляски. Но и сидя в ней, он творит чудеса. Больше 20 лет он в Паралимпийской сборной страны, и пока Пал не собирается бросать фехтование. Он среди тех, кто активно пропагандирует права паралимпийицев. Женился, и жена-блондинка, родившая ему двух сыновей, трогательно за Палом ухаживает. Мы прекрасно поговорили с Шекерешем на русском. Поверьте, не все в Венгрии "вспомнили" наш язык, а Пал с удовольствием говорит и передает привет нашим фехтовальщикам - из олимпийской и паралимпийской сборных.
У Фэйр Плей, как видите, достойные представители. Если вам, дорогие читатели известно о примерах проявления Фэйр Плей в большом и массовом спорте, отбросьте колебания и сообщите о них по электронному адресу sport@rg.ru.
Фото: РИА Новости