Проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС) получил одобрение правительства. Ожидается, что в ближайшее время он будет внесен в Госдуму. Но введение в действие новых правил может растянуться на несколько лет, предупреждают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Такую обеспокоенность антимонопольная служба высказала в таблице разногласий к проекту закона о ФКС. Дело в том, что действующий 94-ФЗ затрагивает около 100 нормативно-правовых актов, пояснил "РГ" замруководителя ФАС Андрей Цариковский. И потому при принятии нового закона может возникнуть правовой вакуум. "Акты, по идее, надо принимать вместе с новым законом", - считает Цариковский.
Если же этого не сделать, то неизбежны многочисленные проблемы в правоприменительной практике, связанные с введением нового закона, что потребует в дальнейшем многочисленных поправок в законопроект о ФКС, предупреждает антимонопольное ведомство в таблице разногласий. "Новые правила регулирования приведут к потере наработанной с 2006 года судебной практике, потребуют полного переобучения более 1,5 миллиона работающих в сфере госзаказа специалистов", - тревожатся в ФАС.
Нужен будет еще ряд нормативно-правовых актов, которые позволят нормально работать, считает директор Института управления закупками и продажами ГУ ВШЭ Ирина Кузнецова. "Например, определяющие тип закупок - покупка лекарств отличается от покупки продуктов питания. Этими актами должны заниматься профильные ведомства", - пояснила она. Есть проблемы с бюджетированием госзакупок. Между ведомствами по этому вопросу могут возникнуть споры. "По мнению минфина, бюджет должен предварять госзакупки, но в то же время нужно увязывать закон о бюджете и закон о госзакупках", - объясняет эксперт. По ее мнению, бюджет должен оперативно изменяться под потребности, а не наоборот.
Между тем новый законопроект уже сейчас позволяет осуществлять госзакупки на совершенно новом качественном уровне, уверена Кузнецова. "В нем появилась новая возможность для заказчика: выбирать способ закупки, правильно обосновывать ее объем, цену. Не обделены и участники торгов: законопроект к ним весьма лоялен и дает возможность проявить себя добросовестному поставщику", - говорит она.
Правда, большинство межведомственных разногласий сняты. Споры по этому поводу велись между минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой почти два года. Но ведомствам удалось прийти к согласию по принципиальным моментам. По итогам работы с ФАС минэкономразвития внесло в законопроект такие поправки, как уточнение параметров отсечения участников, снизивших цену больше, чем на 25 процентов от начальной, а также определение "срочной" закупки - чтобы участники не пользовались этой мерой как возможностью проводить упрощенную процедуру запроса предложений. С помощью ФАС были уточнены требования к предоставляемым документам участников конкурса и процедура одностороннего расторжения контракта. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев предположил, что перед вторым чтением законопроект будет серьезно доработан. С первым чтением, как заявил на днях замглавы минэкономразвития Михаил Осеевский, ожидания более конкретизированы. Его "было бы целесообразно пройти в рамках нынешней сессии", - выразил надежду замминистра.