Вчера женщине, которую следствие считает виновницей серьезного дорожно-транспортного происшествия с человеческими жертвами, предъявили обвинение.
Необычность ситуации в том, что обвиняемая погибла в той самой аварии, в которой следствие считает ее виноватой, а близкие погибшей через Конституционный суд добивались посмертного предъявления обвинения, а значит, и последующего суда.
Речь идет об одном из самых громких ДТП последних лет. Случилось это несчастье в феврале 2010 года в столице на Ленинском проспекте. За рулем автомобиля "Ситроен" в то нехорошее утро находилась Ольга Александрина.
В качестве пассажира в салоне была ее свекровь Вера Сидельникова. Обе женщины - известные и заслуженные врачи. По мнению следствия, Александрина грубо нарушила правила движения и выехала на встречную полосу, где столкнулась с автомобилем "Мерседес" вице-президента компании "ЛУКОЙЛ" Анатолия Баркова.
После страшного удара "Ситроен" превратился в груду железа, а обе женщины погибли. Пассажир "Мерседеса" Барков и его водитель, он же охранник, получили легкие травмы и от госпитализации отказались. Версию о виновности водителя "Ситроен" первым высказал некий автоинспекторский чин, прибывший на место аварии. По его мнению, женщина за рулем грубо лихачила, а представительский "Мерседес" вел себя исключительно законопослушно. Правда, позже начальство прибывшего на место аварии комментатора попыталось нивелировать, заявив, что подчиненный поторопился и следствие покажет.
Но общество в законопослушание на дороге дорогой машины вице-президента не поверило, как не поверило и в версию, что женщины-врачи грубо нарушали правила на дороге и выехали на встречную полосу.
Началось следствие. Оно показало, что камеры видеонаблюдения, которых в этом месте дороги вроде бы хватало, почему-то именно момент аварии не зафиксировали. По делу было проведено немало экспертиз. Но разные экспертизы давали, прямо скажем, диаметрально противоположные результаты. В общем, следствие шло, с одной стороны, почти публично - его результаты по несколько дней обсуждал весь Интернет, а с другой стороны - почти секретно.
Официальные органы не говорили и не комментировали ничего. Создавалось впечатление, что результаты аварии с человеческими жертвами почти секретны и каждая "утечка информации" давала всплеск комментариев специалистов и просто неравнодушных граждан.
Несмотря на результаты дополнительной автотехнической экспертизы и независимых экспертиз, следствие продолжало гнуть свою линию. Кстати, эти последние экспертизы говорили о вине водителя "Мерседеса". Но результат следствия оказался почти предсказуем - виновной признали Александрину.
Следствие посчитав виновной водителя "Ситроен", быстро прекратило дело, с формулировкой - за смертью водителя Александриной.
Близкие с этим не могли смириться. Но новое расследование началось лишь после того, как отец Ольги Александриной смог почти невозможное. Он оспорил в Конституционном суде решение о закрытии первого дела.
Надо сказать, что до решения Конституционного суда такой возможности у родных Александриной не было. По закону они могли только обжаловать действия или бездействие должностных лиц, которые и вели расследование .
Такое решение Конституционного суда по сути революционно. Суд в своем решении заявил: нормы Уголовно-процессуального кодекса, по которым следствию разрешалось закрывать дело без согласия родственников погибшего, не соответствуют Основному Закону России. Получалось, что еще до решения суда, до изучения всех документов и доказательств погибший человек заранее признается виноватым в трагедии.
Конституционный суд своим вердиктом подтвердил: признание погибшего виновным нарушает принцип презумпции невиновности. Верховный суд России также счел незаконным решение о прекращении дела. Следствию пришлось снимать с полки практически списанное в архив уголовное дело и продолжать работу.
Теперь отец погибшей Сергей Александрин через суд будет добиваться посмертной реабилитации дочери. Во всяком случае он очень на это надеется.
Сейчас ситуация с делом об аварии на Ленинском такова. В возобновленном деле погибшей Александриной вновь предъявили старые, уже известные обвинения в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека.
По сравнению с прежним расследованием есть новое - так, теперь пострадавшими сторонами признаны компания "ЛУКОЙЛ" и дочь погибшей Веры Сидельниковой - сестра мужа Ольги Александриной, который умер уже после автокатастрофы.
На этом следственные действия закончены. Сейчас тома уголовного расследования читают родные погибшей и адвокаты с обеих сторон. После этого документы будут переданы на согласование в прокуратуру, которая по закону должна поставить свою подпись под работой следственных органов.
Вероятно, учитывая резонансность этого уголовного дела, прокуратура не поставит это расследование в "общую очередь", а подпишет его быстрее. Или, если найдет недочеты, не подпишет, а отправит на доследование. В случае если у прокуроров к следствию претензий нет, дело отправится на рассмотрение - в Гагаринский районный суд Москвы.