В политической жизни России наступает новый этап. Отсчет переменам дал блок президентских законопроектов, радикально меняющих правовое поле регистрации партий, ход парламентских, губернаторских и муниципальных выборов.
О содержании новых законов член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский расспросил председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, члена президиума АЮР Владимира Плигина.
Программа на вырост
Михаил Барщевский: В чем, собственно, суть президентских законопроектов о политической реформе? О чем они?
Владимир Плигин: Первый законопроект, который уже стал федеральным законом, касается либерализации регистрации политических партий в РФ. Теперь любые 500 человек, если они представлены в половине субъектов РФ, могут зарегистрировать партию. Понятно, что такую задачу решить в условиях нынешнего развития коммуникаций очень легко. То есть практически зарегистрировать партию в РФ можно свободно и без напряжения.
Барщевский: А зачем создавать партию из 500 человек?
Плигин: Политические партии обладают целым рядом очень действенных, с моей точки зрения, возможностей. Прежде всего партии позволяют участвовать в политической жизни и влиять на развитие общества, выдвигая кандидатов в различные органы власти, депутатов муниципальных образований, субъектов РФ, в дальнейшем - депутатов Государственной Думы и даже президента страны. Соответственно, партийные функционеры получают больший доступ к СМИ.
Барщевский: Представим ситуацию, я через свой блог запускаю в Интернете идею создания партии за дешевое пиво. Сколько сторонников дешевого пива окажется в стране?
Плигин: Тем не менее такой проект возможен. Если только он не будет иметь сугубо региональный характер. Главное, чтобы не создавались партии по религиозному или национальному принципу.
Барщевский: На этот счет уже есть решение Конституционного суда, препятствующее созданию партий по религиозному принципу.
Плигин: Хотя в целом ряде стран такие возможности есть. Например, в Австрии существуют христианского направления партии. Собственно, почему президент выдвинул эту инициативу? Очевидно, чтобы в активной политике были представлены различные системы взглядов. По оценкам социологов, сейчас думские партии выражают интересы примерно 45% избирателей. То есть другие избиратели не нашли адекватных представителей для выражения своих взглядов в Госдуме. Поэтому президент исходил прежде всего из общественной потребности. Кроме того, существующее в России политическое поле во многом создавалось искусственно. Все 7 политических партий, зарегистрированных в минюсте, создавались при прямом воздействии государства. И это естественно - после стольких лет монопартийности нужны были какие-то регулятивные меры для того, чтобы выстроить новое политическое поле.
Но искусственность выстраивания такого политического поля, конечно, имела и сдерживающие факторы. В условиях устойчивой государственности нам нужно пройти этот круг еще раз, но уже по-новому, когда государство будет в меньшей степени воздействовать на формирование политической среды, и политические партии будут расти естественно, на вырост.
Выдвигаю себя в губернаторы!
Барщевский: То есть через 4,5 года, когда начнется очередная думская кампания, должен произойти некий естественный отбор и из, условно говоря, 150 партий, которые могут возникнуть, в живых останется около 20?
Плигин: Может быть, и больше. Но будем откровенны, в реальной политической жизни в конечном счете останется партий 5. Из них обязательно выделятся две доминирующие - правоконсервативной и левосоциалистической идеологии, больших и малых налогов.
Барщевский: Практика показывает, что у нас сейчас в общем-то голосуют не за идеологию, а за лидера: Путина, Жириновского, Прохорова. Не заключается ли опасность закона в том, что у нас начнут появляться партии артистов, спортсменов, певцов, музыкантов? Политиков-то не останется.
Плигин: Политики, конечно, останутся. Кроме того, я не вижу опасности в том, что какой-нибудь актер станет политиком. В США актер Рейган был великим президентом, а актер Шварценеггер - успешным губернатором. Ну и наконец наши избиратели прекрасно разбираются в людях. Поэтому я надеюсь на мудрость нашего народа, что они изберут того человека. Это становится особенно актуально в рамках второго законопроекта, предусматривающего переход к прямым выборам губернаторов субъектов РФ. Он значительно повышает степень ответственности людей за того, за кого они будут голосовать. Если это окажется не та личность, которая способна выстроить экономическую политику региона, люди, которые его избрали, к сожалению, будут нести за это самостоятельную ответственность. Кстати, по проекту среди возможных кандидатов на должность главы субъекта РФ могут появиться самовыдвиженцы.
Барщевский: А правда, что по этому законопроекту срок внесения поправок был продлен и ситуация с так называемым президентским фильтром была не ясна до последнего момента?
Плигин: 720 авторов законодательной инициативы могут внести поправки в любой законопроект. Со всеми просто невозможно договориться о том, чтобы они не вносили поправок или действовали согласованно. Например, каждая фракция в Думе подготовила свои поправки. И каждая из них: от "президентского фильтра" до количества сроков губернаторства на заседаниях комитета обсуждалась очень горячо.
Барщевский: Убедил. О чем третий законопроект?
Плигин: Третий законопроект касается уменьшения числа подписей, которые необходимо получить для выдвижения кандидатов на разного рода выборы. Например, для того, чтобы выдвинуться в качестве кандидата в президенты РФ, теперь необходимо собрать 300 тысяч подписей. Сейчас для этого требуется 2 миллиона. Этим же законом все зарегистрированные политические партии будут освобождены от сбора подписей на выборах муниципальных и субъектовых органов власти.
Барщевский: А на выборах президента?
Плигин: Думские партии точно не собирают. Другие партии освобождаются от сбора подписей, если они представлены хотя бы в 1
3 муниципальных образований, то есть имеют более-менее широкое представительство в региональных заксобраниях. Принцип такой - если партия где-то выиграла, она получает послабление на более высокой ступеньке.
Многопартийная Дума
Барщевский: Четвертый законопроект?
Плигин: Это новая редакция закона о выборах депутатов Госдумы. Согласно законопроекту, Россия делится на 225 территориальных единиц. Таким образом, устраняется так называемая федеральная часть списка, и каждая партия сможет выдвигать до четырех кандидатов в каждой территориальной единице. Партии станут гораздо теснее привязаны к конкретной территории, что в свою очередь улучшит обратную связь с избирателями. Напоминаю, речь идет о проекте.
Барщевский: А одномандатники появятся или нет?
Плигин: Нет. Использован партийный подход. Очень важно, чтобы были представлены все политические партии. Тем более, при таком вольном создании партий одномандатники не нужны - они могут пройти от любой партии.
Барщевский: Когда начнут действовать все эти законы?
Плигин: Закон о либерализации регистрации партий вступил в силу. Уже сейчас можно начать проходить в минюсте регистрационные процедуры. Законопроекты о подписях и выборах губернаторов приняты в третьем чтении и на осенних выборах в тех субъектах РФ, где срок полномочий губернаторов истекает осенью, они будут использоваться. Со сроками принятия законопроекта о выборах депутатов Госдумы можно не торопиться, поскольку до следующих парламентских выборов еще 4,5 года.
Барщевский: Что происходит с реформой полиции? Провалилась? Еще не началась? Впереди самое интересное?
Плигин: Впереди сложнейшая, тяжелейшая работа, и прежде всего ментального свойства. Нужно научить полицейских защищать человека, а не абстрактное государство, убедить их в том, что нужно защищать все формы собственности, в том числе частную, потому что она создает базу для налогов.
Но самое главное, всему обществу надо проделать колоссальную воспитательную работу, привить каждому уважение к человеку и особенно его жизни. Я занимаюсь юридической практикой с 1978 года и не припомню ситуаций, чтобы так издевались над людьми, как в последнее время.
Барщевский: Это объяснимо. В советское время попасть на работу в милицию было непросто, а если кого-то брали по лимиту в Москву, то он за квартиру держался. Мы никак не поймем, что хорошая полиция - это дорогое удовольствие.
Плигин: Проблема в том, что у нас это удовольствие, к сожалению, очень многочисленное. Это и наша проблема, я имею в виду законодателей.
Поскольку мы совершенно перегрузили полицию функциями, административными составами, задачами, мы неправильно сформировали систему отчетности за работу, поэтому эта проблема существует.
Другие интервью Михаила Барщевского читайте на сайте