Орловские общественники просят увековечить память о забытом сражении

Битва на Соборовском поле, возможно, была более масштабной и решающей, чем знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, во многом предопределившей исход сражений на Курской дуге. 

Сейчас здесь - лишь курган с памятной табличкой. Местная общественность считает, что на месте битвы надо возвести мемориальный комплекс федерального значения.

Обошли молчанием

О ней не говорится в учебниках истории, в фильмах о войне она упоминается лишь мельком, и потому даже орловцы не знают, что же произошло без малого 70 лет назад недалеко от Орла, на границе с Курской областью. Исследователи считают, что битва на Соборовском поле предопределила исход противостояния на Курской дуге. Она продолжалась с 5 по 11 июля 1943 года, и через ее жернова прошли сотни тысяч бойцов с обеих сторон, тысячи танков, самолетов и орудий.

"В самом сердце России, на родине Ивана Тургенева, шла современная Куликовская битва, от исхода которой так много зависело", - написал в своей книге "Россия в войне 1941-1945" очевидец, корреспондент английской газеты "Санди таймс" Александр Верт. Увы, но даже участвовавшие в битве полководцы, например Константин Рокоссовский, в своих воспоминаниях тем событиям уделили немного места, сконцентрировав внимание на втором этапе операции - наступательном.

На Соборовском поле задача была другой - сдержать гитлеровскую армаду, не дать ей прорваться в Курск. Противник ежедневно наращивал боевую мощь. Битву начали шесть пехотных и четыре танковые дивизии, и в последующие дни сюда перебрасывались свежие силы, и группировка росла.

"Соборовское поле - это составная часть полосы обороны 13-й армии Центрального фронта, - пишет в своем исследовании профессор Орловского госуниверситета Валентина Воробьева. - Из 302 километров внешней линии обороны фронта 13-я армия занимала 32 - от села Гнилец Троснянского района до города Малоархангельска. Как все армии Центрального фронта, 13-я создала три эшелона обороны". Рокоссовский пишет, что "общая плотность артиллерии фронта составляла 35 орудий и минометов, 10,2 противотанковых орудия на 1 километр фронта, а в полосе обороны 13-й армии она была намного выше".

Начало сражения описано во "Всероссийской Книге Памяти": 5 июля "в 2 часа 20 минут артиллерия 13-й армии, против которой ожидался главный удар противника, из 600 орудий и минометов обрушила сокрушительный огонь на врага, приготовившегося к наступлению. 30 минут грохотали разрывы. Из 100 орудий врага, подвергшихся огневому воздействию, более половины было подавлено. Противнику потребовалось около двух часов, чтобы привести части в порядок. В 4 часа 30 минут он начал артподготовку.

Одновременно бросил против 13-й армии до 300 бомбардировщиков. Командование Центрального фронта провело повторную контрподготовку. Около 1000 орудий и минометов ударили по врагу, который понес большие потери. Внезапности удара у гитлеровцев не получилось. Но остановить машину наступления они уже не могли. В 5 часов 30 минут на позиции войск Центрального фронта двинулись вражеские танки и пехота на бронетранспортерах. Так начиналась величайшая битва Великой Отечественной войны".

Противник каждые сутки терял почти по дивизии. Большие потери несли и советские войска. Возможно, поэтому рассказ о битве на Соборовском поле не появился в учебниках истории. "К 11 июля немецкие войска, понеся огромные потери и не добившись успеха, прекратили наступление и перешли к обороне, - пишет Рокоссовский. - За шесть дней непрерывных атак им удалось вклиниться в нашу оборону всего на 8-12 километров. Войска Центрального фронта выполнили поставленную задачу: упорным сопротивлением истощили врага и остановили его наступление".

На Мухиной горе

До 1980-х годов термина "Соборовское поле" не существовало. Впервые он появился в решении Троснянского райсовета народных депутатов. Там же обозначены его границы. Поле и сейчас поражает масштабом, хотя после войны его "разбили" лесопосадками. Оно находится на одной из вершин Среднерусской возвышенности, овладеть которой было стратегически важно. Контроль над ней позволял просматривать местность на десятки километров вокруг. Одна из высот находится близ деревни Соборовки и называется Мухина гора. Страшно даже представить, сколько бойцов полегло на ее склонах.

- О том, что здесь шли ожесточенные бои, говорит такой факт - как начинаются полевые работы, каждый день вызываем саперов для разминирования пролежавших почти 70 лет в земле боеприпасов, - рассказал глава Троснянского района Владимир Миронов. - У нас работают поисковые отряды, ежегодно хороним останки десятков найденных ими бойцов. Трудно сказать, сколько воинов погибло на Соборовском поле. В некоторых источниках говорится о 34 тысячах погибших. Не знаю, так ли это, но только в братской могиле в Тросне лежат останки 1300 советских солдат.

Большую исследовательскую работу в 1990-е годы провел доктор исторических наук Егор Щекотихин. Он встречался с местными жителями, благодаря чему сохранились воспоминания ныне ушедших из жизни очевидцев. Старики рассказывали - трупов советских воинов было так много, что жители собирали и хоронили их несколько лет. Немцы своих павших хоронили организованно, фиксируя места расположения кладбищ. Несколько лет назад из Германии под Тросну приехали поисковики, специально на Соборовское поле.

- У них были с собой карты и компьютеры, спутниковая навигация, - говорит Владимир Миронов. - Они удивительно легко и быстро находили на поле захоронения немецких воинов. Все останки вынули, аккуратно упаковали в мешки и вывезли в Германию. С нашей стороны таких захоронений, вероятно, не было. Многих погибших буквально гусеницами зарыли в окопах вражеские танки.

Герои Соборовки

В конце 1980-х годов по решению Троснянского райсовета в Соборовке насыпали курган и установили табличку. Там написано: "Герои Советского Союза, удостоенные этого звания за подвиги, совершенные на Соборовском поле с 5 по 15 июля 1943 года". Ниже - 35 фамилий. Имена Героев устанавливали по "Книге Памяти". Егор Щекотихин считает, что героев было, конечно, больше.

Он много времени провел в архивах, в том числе в Германии, нашел массу документов и издал труд о битве на Соборовском поле. Там говорится, что на 32 километрах фронта сражались почти 500 тысяч человек. По подсчетам Егора Щекотихина, потери наших дивизий составляли примерно 30 процентов от личного состава, немецких - 10 процентов.

"Это говорит о том, что боевые действия были очень напряженными и наши бойцы свято выполняли свой долг, сражались до последней минуты своей жизни, - пишет Егор Щекотихин. - Эти данные дают основания полагать, что огонь немецкого вооружения был более губительным и уничтожающим, чем нашей артиллерии. Необходимо учитывать, что немецкая группировка имела численное превосходство и в людях, и в технике".

Дословно

Николай Пухов, генерал-полковник, командующий 13-й армией, участник битвы на Соборовском поле:

"Только участники и очевидцы этого грандиозного сражения знают, каким оно было жестоким и какой великий подвиг во имя Родины совершил тогда советский воин. Я слышал, что где-то недалеко от станции Поныри установлен обелиск в память о погибших там саперах. Это хорошо. Но почему вспомнили только о саперах? Следовало бы там, где-то в центре поля, воздвигнуть величественный монумент в память о погибших в этом сражении пехотинцах, артиллеристах, танкистах, летчиках, саперах и всех тех, кто снабжал армию боеприпасами, кормил воинов, лечил их раны".

(из книги "Годы испытаний")

По праву памяти

Деревня Соборовка пока жива, хотя в ней осталось 36 жителей. За последние десять лет ее население сократилось почти в четыре раза. Словом, медлить со строительством нельзя.

- Памятный знак на кургане находится в удовлетворительном состоянии, - говорит Владимир Миронов. - На его благоустройство ежегодно выделяются средства из районного и сельского бюджетов. В 2007 году на Соборовском поле мы установили Поклонный крест. Братское захоронение в поселке Тросна тоже хотим реконструировать.

И все же этого мало. Комплекс нужен, и не только местным жителям, но и региону, и стране. В конце 1980-х годов власти сделали первый шаг - к Соборовке начали вести дорогу. Успели сделать насыпь, а затем работы прекратились - распался СССР, и украинская бригада, работавшая там, отправилась домой. Однако насыпь осталась, и дорогу можно достроить. В деревне есть брошенные дома, и проблем со зданием под музей не будет.

- Это не только мое мнение, что подвиг советских воинов ждет увековечивания, - вторит Миронову глава администрации района Александр Насонов. - Надо создать музей, возможно, военную диораму, восстановить окопы, блиндажи и командные пункты, установить технику, чтобы воочию можно было увидеть, как проходила битва. К сожалению, пока о битве на Соборовском поле рассказывают только троснянским ученикам. Думаю, о ней надо говорить во всех школах нашего региона, а, возможно, и всей страны.