На реках Якутии начался ледоход. Половину апреля специалисты потратили на то, чтобы ослабить лед в наиболее опасных местах и не допустить образования заторов. Но стихия непредсказуема…
Взрывчатка - на крайний случай
Ледовые заторы - самое опасное, что могут преподнести якутские реки весной. Все они текут в северном направлении, поэтому, когда южнее, в верховьях лед уже разрушился и тронулся, ниже по течению речной покров еще остается довольно прочным. Упираясь в него на мелководьях или в местах крутых изгибов, пришедшие "сверху" льдины нередко забивают русло до самого дна, наползают горами поверх коренного льда, образуя пробку. В этом случае вода стремительно поднимается на несколько метров, в считанные часы заливает берега, разрушая коммуникации и сворачивая дома в населенных пунктах.
В прошлом году из-за затора на реке Лене, образовавшегося чуть выше Якутска, в Хангаласском районе были затоплены несколько сел, до которых (на памяти живущих поколений) паводок никогда не дотягивался. Люди к этому оказались не готовы. Многие лишились домашнего скарба, погибли сотни голов скота.
Через день вода отсюда схлынула, но новый затор образовался в ста километрах ниже по течению. И та же участь постигла прибрежные села Намского района. А Якутск избежал подтопления только благодаря заранее построенной заградительной дамбе.
В нынешнем году на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий в республике зарезервирована огромная сумма - 400 миллионов рублей. Часть средств была направлена на ослабление льда на наиболее сложных участках. Судя по отчетам главного управления МЧС России по Якутии, работа выполнена в полном объеме и в срок. Поэтому председатель республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям Анатолий Скрыбыкин заявил, что в дальнейшем вмешиваться в естественный процесс вскрытия рек люди будут лишь при крайней необходимости.
Помочь реке очиститься ото льда в случае возникновения затора можно только с помощью взрывов. Для этого в регионе запасены 120 тонн взрывчатки. Возле Якутска этот запас вполне может пригодиться.
Опыт на слезах
- Напротив города Лена намыла большой песчаный остров, - рассказывает начальник муниципального управления лесных и водных отношений Игорь Соловьев. - Русло в этом месте постоянно сужается, и во время ледохода здесь способен образоваться затор.
Тревожатся жители республики еще за два участка главной реки, где по ее дну проложены газопровод и нефтепровод ВСТО. Впрочем, руководители эксплуатирующих эти объекты организаций заявляют, что инженерные сооружения к паводку подготовлены, разработаны меры на случай возникновения нештатных ситуаций.
Как ни готовься, человеческий фактор практически всегда дает о себе знать. Прошлой весной жителей прибрежных сел Намского района заранее предупредили о том, чтобы они отгоняли скот в безопасные места. Когда муниципальные власти и сотрудники МЧС стали оповещать население, уже было известно, что в соседнем районе небывалый паводок накрыл несколько сел по самые крыши.
Кто-то перегнал домашних животных на гору. Но многие селяне не поверили, что их может затопить, и даже написали расписки: "Я, такой-то, беру на себя ответственность за сохранение своего домашнего скота". Буквально через несколько часов они проснулись в своих домах из-за того, что об стены стали стучать льдины.
Жителям пришлось спасаться на крышах и перебираться к возвышенным местам на лодках. Домашняя живность погибла. И ответственность за это пришлось нести не тем, кто подписывал расписки, а государству. Всем пострадавшим скот в замену погибшего был закуплен за счет республиканского бюджета.
Впрочем, как пообещал глава региона Егор Борисов, больше такого не будет. Он заявил, что люди должны понимать меру ответственности за сохранение собственности. После этого заявления жители прибрежных населенных пунктов стали активнее страховать свое имущество от паводка.
Расписались в беспечности
Конечно, местные власти по-прежнему будут в соответствии с законодательством поддерживать оказавшихся в безвыходной ситуации людей. Деньги из республиканского и федерального бюджетов для этого предусмотрены. Но прошлогоднее наводнение выявило еще одну тенденцию: обнаружилось, что средства господдержки иногда не доходят до адресатов или направляются не по адресу. В этом плане испытание на прочность не выдержали главы двух населенных пунктов.
По словам вице-премьера правительства республики Анатолия Скрыбыкина, глава села Кыллах Олекминского района организовала "возмещение ущерба" (до ста тысяч рублей) своим родственникам, во дворах которых вообще не было паводковой воды. А вот односельчан, у которых жилье было затоплено по самые окна, она "забыла" включить в список пострадавших.
Попавшие в такую же ситуацию жители села Октемцы Хангаласского района вынуждены были написать открытое письмо властям и правоохранительным органам. По объяснению главы этого села, ему "не хватило времени для совершения полного подворного обхода". В результате документы на пострадавших оказались не готовы, и многие селяне, чье жилье и имущество было повреждено паводком, не смогли получить компенсации от государства.
С обоими сельскими руководителями сейчас разбирается прокуратура.
И еще одно проявление человеческого фактора повторяется из года в год. Весенний разлив рек в Якутии совпадает со сроками открытия охоты на водоплавающих. А поскольку самый массовый пролет уток - над реками, некоторые охотники забираются на острова. Там самых заядлых добытчиков и застигает ледоход. Хорошо, если тающий пятачок суши под ногами оказывается в зоне действия сотовой связи, а в кармане есть мобильник. Но бывает и так, что подать сигнал SOS нечем. И тогда остается одно: лезть на тальники или пережидать разгул стихии в утлой резиновой лодчонке.
Чтобы не пострадать от весеннего паводка или минимизировать ущерб, спасатели рекомендуют всем, а особенно жителям прибрежных населенных пунктов, придерживаться простых правил:
- не выходить на лед в период вскрытия рек
- заблаговременно перенести на чердаки либо вывезти на незатопляемые участки ценное имущество
- убрать в безопасное место все документы
- отогнать в специально подготовленные места домашних животных
- реагировать на сигналы тревожного оповещения, выполнять рекомендации местных органов власти и специалистов МЧС России.
Республиканское управление МЧС сформировало на период паводка мощную группировку. В ней 15,5 тысячи человек и более 2,8 тысячи единиц техники, в том числе 82 воздушных судна. Часть этих сил, объединенных в 107 оперативных групп, возможно, останется без работы, если на их участках ледоход пройдет спокойно.
На случай, если весенний разлив рек принесет серьезные проблемы, на средства республиканского бюджета закуплены товары, необходимые для первоочередной помощи пострадавшим. Продукты, постельные принадлежности, чистая вода и многие другие необходимые вещи приобретены более чем на 70 миллионов рублей. Надо отметить, в регионе практически не бывало весны, чтобы подобный запас не пригодился.
Для людей, чьи дома окажутся подтопленными, оборудованы 128 пунктов временного проживания. Подготовлены участки для отгона скота. Некоторые села, которые ежегодно накрывает волной паводка, вообще перенесены (или переносятся) на новые места. К этому надо добавить, что вокруг многих населенных пунктов приходится строить заградительные дамбы.
Недавно, проводя одно из последних селекторных совещаний в ранге главы МЧС России, Сергей Шойгу отметил, что "Якутия имеет колоссальный опыт пропуска весеннего половодья". В основу этого опыта положено простое правило: вкладывать в подготовительную работу миллионы, чтобы не пришлось тратить миллиарды на ликвидацию последствий катастрофических наводнений, отстраивая заново жилье для лишившихся крова людей.