02.05.2012 23:15
    Поделиться

    За пять лет пермская полиция взяла под защиту 150 свидетелей преступлений

    С начала 2012 года пермская полиция взяла под охрану более 20 важных свидетелей по сложным уголовным делам, которым угрожают расправой преступники.

    Всего за последние пять лет специальной службой по защите участников уголовного процесса в Прикамье согласно Федеральному закону № 119 было укрыто от преступников около 150 человек. Корреспондент "РГ" узнал, как работают "бойцы невидимого фронта" и в каком случае гражданин может претендовать на физическую защиту.

    Опасность за дверью

    Житель одного из сел Чернушинского района Николай М. проснулся от громких ударов в дверь и угроз в свой адрес: М. являлся свидетелем по уголовному делу, и к нему явились приятели преступника, которого он изобличил. Еще несколько лет назад он остался бы с ними практически один на один, но сейчас, после создания оперативно-розыскной части (ОРЧ) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Пермскому краю, все угрозы быстро ликвидируются. Один звонок - и к дому свидетеля приехали наряд полиции из Чернушки и особая группа из Перми. Задержанные ночные хулиганы осознали свою вину и пообещали больше никогда не появляться на пороге этого дома.

    - Такие случаи у нас происходят редко, - говорит Александр Баталов, начальник оперативно-розыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите ГУ МВД России по Пермскому краю. - Обычно рядом с нашими подзащитными всегда находится охрана, и любая угроза ликвидируется буквально за минуту. Да и сами преступники и их друзья, узнав, что к делу подключилась наша служба, обходят таких свидетелей стороной.

    Уголовная угроза

    Государственной охране подлежат все участники уголовного процесса, если им угрожает какая-либо опасность. В Пермском крае система защиты свидетелей действует с 2007 года, когда была создана специальная ОРЧ. Чтобы обезопасить себя, гражданину достаточно сообщить, что неизвестные оказывают давление, стремясь добиться отказа от дачи показаний во время следствия или на суде. После вынесения следователем или судьей постановления о применении мер безопасности гражданин встречается с сотрудником госзащиты. Выясняется степень реальной угрозы.

    - Бывает, что человек переволновался, перенервничал, кто-то косо на него посмотрел, - поясняет Александр Баталов. - Примерно каждое пятое обращение к нам не имеет под собой никаких оснований. Но проверка проводится дотошная. А если выясняется, что человека избили или конкретные угрозы прозвучали, мы действуем немедленно.

    В Верещагинском районе "черные лесорубы", почувствовавшие скорое изобличение, решили не мелочиться со свидетелями, а "наехали" сразу на местную прокуратуру. Заместителя прокурора, проводившего проверку, принялись запугивать - угрожали его семье, обещали сжечь дом. Сотрудник надзорного ведомства обратился за помощью в полицию. Его семью из четырех человек немедленно взяли под круглосуточную охрану, и началась работа по установлению злоумышленников. Вскоре их личности стали известны, сыщики собрали доказательства вины преступников - как в незаконной рубке леса, так в давлении на прокуратуру. Злодеи были осуждены.

    Гроб для потерпевшего

    Были случаи, когда сотрудники ОРЧ сами находили себе клиентов. Пару лет назад в Кунгуре несколько граждан принялись терроризировать местного предпринимателя, вымогая у него деньги. Дом забрасывали бутылками с горючей смесью, привезли к порогу гроб, обитый красной материей. И даже когда бизнесмен обратился в милицию, угрозы не прекратились. Сотрудники госзащиты узнали об этом из газет, и, приехав в Кунгур, предложили запуганному рэкетирами коммерсанту свою защиту. Тот согласился, и сразу после подключения ОРЧ опасность была устранена.

    ОРЧ состоит из двух отделов, в одном из которых проводится проверка информации и сбор оперативных сведений. Работники второго отдела непосредственно охраняют подзащитных. Обычно охрана начинается во время расследования уголовного дела и продолжается вплоть до окончания его рассмотрения в судах различных инстанций. Но есть и исключения. Одного подзащитного ОРЧ Баталова охраняет уже несколько лет: гражданина пообещали убить, и поскольку угроза вполне реальная, а преступник до сих пор не задержан, рядом с этим человеком всегда сотрудники госзащиты. До выставления охраны он уже пережил несколько покушений и дважды был ранен. Сейчас подзащитный в безопасности.

    Прямых столкновений с "угрозоносителями", как официально называют правоохранители организаторов и участников давления на свидетелей, обычно не бывает. Ни один человек, находящийся в здравом уме, не решится конфликтовать с вооруженными спецназовцами. Но все же попытки вычислить место, где прячут подзащитного, не прекращаются. Как правило, преступники пытаются отследить, куда отправляется подзащитный после допроса. Но на этот случай у оперативников в запасе есть несколько хитрых комбинаций, которые успешно применяются - и криминальные наблюдатели остаются ни с чем.

    Всегда рядом

    В случае явных угроз офицеры ОРЧ постоянно находятся рядом со своими клиентами. Если позволяет жилплощадь, живут вместе с ними. Если же такой возможности нет - оперативники дежурят в автомобиле рядом с домом. Иногда устанавливается кнопка экстренного вызова. При этом полицейским выдают деньги на различные расходы и снабжают их сухим пайком армейского образца. Больше всего забот доставляют дети подзащитных. Они могут забыть о предосторожностях и убежать играть со своими приятелями. В таких случаях проводится беседа с родителями.

    Бывает, что подзащитные теряют чувство меры и начинают считать сотрудников госзащиты своими персональными секьюрити или слугами: посылают их в магазин за сигаретами, просят сделать что-либо по хозяйству. В таких случаях спецназовцы и оперативники тактично объясняют свои функции, и на этом инциденты исчерпываются.

    Охрана по договору

    Самые хлопотные дела - это те, в рамках расследования которых подзащитных приходится прятать: оперативники за счет полиции снимают дом или квартиру для своих клиентов. При этом строго соблюдаются правила конспирации. Никто не знает о новых постояльцах, и каждый раз подыскивается новое жилье. Поскольку люди при этом выпадают из привычной жизни, им приходится даже работу находить.

    - Чем мы только не занимались, - вспоминает Александр Баталов. - Одному из наших подзащитных потребовалась срочная операция. Поскольку документов у него не было, мы организовали несколько поездок в больницу. Все прошло благополучно. И свадьбу как-то раз организовали, даже и на похоронах работали.

    Был случай, когда через суд пришлось доказывать, что государственная защита бывшему потерпевшему уже не нужна. Гражданин начал злоупотреблять спиртным, требовать от спецназовцев покупки пива, водки и походов в ресторан. После окончания дела он уехал жить за границу и настаивал, чтобы и там у него были личные охранники. Подал несколько исков в суды. Дело дошло до Верховного суда РФ, который в итоге отказал ему во всех притязаниях на полицейскую охрану.

    Нередко подзащитные пишут жалобы в суды и полицейскому начальству, не желая расставаться с оперативниками. Основной мотив - "не уходите, я боюсь", хотя никаких угроз уже и в помине нет. По мнению начальника ОРЧ Александра Баталова, необходимо изменить сам подход к системе государственной защиты. Сейчас российские полицейские ходят за своими клиентами, как привязанные. Причем решение об охране может принять любой следователь, пожалевший свидетеля или потерпевшего. Точно также - только решением следователя или судьи - охрана снимается. Как считает Баталов, решение о назначении и снятии защиты должен принимать независимый от следствия и суда государственный орган - например, прокуратура. Кроме того, с подзащитным необходимо заключать договор, в котором были бы четко и скрупулезно прописаны обязанности сторон и условия досрочного расторжения.

    На заметку

    Виды государственной защиты:

    личная охрана, охрана жилища и имущества,

    выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности,

    обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице,

    временное помещение в безопасное место,

    замена документов,

    изменение внешности (пластическая операция),

    изменение места работы или учебы,

    изменение места жительства.

    мнение

    Павел Яковлев, вице-президент Адвокатской палаты Пермского края:

    - Государственная программа защиты участников уголовного процесса - это очень важный и необходимый институт. Сейчас действует государственная программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы". Однако, как показывает судебная практика, меры государственной защиты применяются крайне редко.

    Причина фактического отсутствия госзащиты участников судопроизводства кроется в несовершенстве законодательства. Так, решение вопроса о необходимости обеспечения безопасности свидетеля дается на откуп следователю (согласно части 9 статьи 169 УПК РФ). Неопределенность в реализации процессуального закона в те моменты, когда речь идет о жизни гражданина, является недопустимой.

    Кроме этого, имеют место факты не только небрежного и равнодушного отношения сотрудников, выполняющих функции охраны и защиты, к своим обязанностям, но и явного злоупотребления полномочиями. В первую очередь это проявляется в госзащите интересов отдельных участников уголовного судопроизводства, на деле являющихся соучастниками преступлений. Это позволяет им избежать уголовной ответственности и приводит зачастую к фальсификации доказательств недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов, а в дальнейшем и к необоснованному осуждению отдельных лиц.

    Вместе с тем все понимают, что активный, защищенный свидетель - одна из ключевых процессуальных фигур справедливого судопроизводства. Поэтому механизм защиты не должен быть просто декларацией, а участник уголовного судопроизводства не должен утратить веру в закон.

    Ежегодно только в Пермском крае по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях проходят тысячи свидетелей и потерпевших. И надо, чтобы они не боялись давать откровенные показания во время судопроизводства. Служба по защите участников процесса является в этом случае надежной гарантией их безопасности.

    По вопросам защиты можно обратиться в оперативно-розыскную часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите ГУ МВД России по Пермскому краю, Пермь, б-р Гагарина, 74, тел. (342) 261-85-10.

    Поделиться