Как водится у музыкантов, новый праздник они отметили с размахом - сразу в трех городах мира, в течение трех дней. 27 апреля начали в Париже, 28-го переместились в Новый Орлеан, а два дня спустя - уже в Нью-Йорке. Резолюция о том, что 30 апреля провозглашено Международным днем джаза была принята в штаб-квартире ЮНЕСКО, там же состоялся и большой концерт главных звезд мирового джаза. Единственным российским музыкантом, получившим на него приглашение, оказался Игорь Бутман.
В этом нет ничего удивительного, поскольку и сам музыкант часто гастролирует по миру, да и фестиваль "Триумф джаза", продюсером и организатором которого он является - давно обрел международный статус и свою характерную черту - каждый год в нем участвуют музыканты, которые не играли здесь прежде. Так будет и в будущем году, наверняка...
А вскоре после возвращения в Москву, знаменитый саксофонист, руководитель квартета и биг-бенда уже улетел на очередные гастроли по российской "глубинке" - в Сыктывкар. Там-то его и разыскал обозреватель "РГ".
В ЮНЕСКО вы сыграли с культовыми звездами: Херби Хэнкоком, Джорджем Бенсоном... Находиться с ними на одной сцене: это в первую очередь нервотрепка или удовольствие?
Игорь Бутман: Нам и прежде приходилось играть вместе: и с Бенсоном, и с Хэнкоком, и с Ди Ди Бриджуотер. Может, поэтому и пригласили опять. В Париже я сыграл, в итоге, в составе двух коллективов: с азербайджанским пианистом Исфаром Сарабски меня попросили сыграть джазовый стандарт But Not for Me. А потом я исполнил знаменитый хит Джорджа Бенсона Broadway - вместе с самим Бенсоном, Херби Хэнкоком и Маркусом Миллером. Учредить Международный день джаза была в первую очередь идея США. А Россия стала страной, которая поддержала эту инициативу. Причем устроители концерта в ЮНЕСКО очень хотели видеть представителей российского джаза в Париже. Многие музыканты меня хорошо знают - мы с моим оркестром и с квартетом играли вместе не раз... А с Хэнкоком, мы, кстати, познакомился, еще когда записывали пластинку Гровера Вашингтона Then and Now в 1988 году.
Конечно, я хотел приехать в Париж с моим квартетом, но время было ограничено - выступали музыкантов из разных стран. Поэтому, к сожалению, мы решили пока ограничиться моим сольным выступлением.
Как вообще проходят подобные музыкальные праздники в ЮНЕСКО?
Игорь Бутман: В холлах были установлены стенды известных джазовых рекорд-компаний, а с 10 утра шли мастер-классы и выступления джазовых музыкантов со всего мира. В том числе выступали и давали мастер-классы: Хэнкок, Бенсон, Бриджуотер, Тигран Хамасян, Барбара Хендрикс, Маркус Миллер, немецкие джазмены... Было много музыкантов, интересных встреч, я увидел своих старых знакомых из Франции, да еще и тех ребят, кого знал по школе Беркли (высшее учебное заведение джаза, которое в США закончил Бутман. - Прим. А. А.). Билеты на этот гала-концерт не продавали, в зал пускали по пригласительным. И кстати, среди публики я увидел немало наших - в частности, Зураба Церетели, российских послов доброй воли ЮНЕСКО. Конечно, была и Ирина Бокова, глава ЮНЕСКО.
Наверное, главная борьба шла за то, кому доверят вести столь престижную церемонию?
Игорь Бутман: Многие ожидали, что это будет Херби Хэнкок, но в итоге почетное право по-парижски учтиво уступили женщине - Ди Ди Бриджуотер-младшей, тоже известной вокалистке. Жаль, джэм-сейшна на сцене ЮНЕСКО не было, зато после концерта музыканты от души играли в парижских джазовых клубах. Впрочем, все равно, по словам Ирины Боковой и других сотрудников ЮНЕСКО, такого ажиотажа в штаб-квартире не было никогда.
Можно ли судить по этому концерту о том, что из российского джаз хотят слышать за границей? Есть ли у нас какая-то своя "фишка", которая особенно интересна европейской публике?
Игорь Бутман: Я могу так сказать: и по этому выступлению и по собственному опыту - российский джаз нужно активнее представлять за рубежом, нужно показывать молодых музыкантов. Я слушал выступления многих музыкантов в Париже, и я могу сказать, что наши джазмены ничуть им не уступают.
Отныне утвержден Международный день джаза - есть ли у него коммерческая перспектива, или все-таки это более культорологическое мероприятие?
Игорь Бутман: Этот праздник теперь признан не только в Европе, он во всем мире. И это отличная возможность привлечь дополнительное внимание к джазовому искусству, и отличный повод, чтобы сделать хороший концерт, или фестиваль, или просто праздник.