"Трудовая династия" - это звучит гордо. Но архаично. В прежние времена передать свою профессию потомкам по наследству считалось почетным. Сейчас социологи зафиксировали тревожный факт: представители самых нужных для общества профессий вовсе не хотят, чтобы дети пошли по их стопам.
Это выяснили в ходе опроса социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, посетители которого - активные работающие россияне, пользователи Интернета. В сети социологов в данном случае попали 7000 представителей 35 различных профессий и специальностей, имеющие детей.
Хотели бы вы, чтобы ваши дети выбрали ту же профессию, что и вы? - спросили респондентов исследователи. Ответы разделились достаточно резко: от благожелательного "да пускай" до категорического "ни за что!" Отвечая на вопросы, респонденты руководствовались множеством резонов: насколько полезна профессия обществу, интересна ли эта работа, высока ли зарплата, вероятен ли здесь карьерный рост, есть ли возможность реализовать свои таланты и способности и др.
Кто больше всех склонен к созданию профессиональных династий? Как выяснилось, архитекторы. Каждый второй из них хочет, чтобы дети продолжили его дело. Поддержали бы сына или дочь в выборе родительской профессии больше трети (по 38%) программистов и проектировщиков. Некоторые из респондентов, комментируя свои ответы, спели любимому делу настоящий панегирик. "Строитель - самая древняя профессия. С древних времен главными приоритетами жизни были добывание пищи и сооружение жилища". "Мне нравится эта работа. Компьютерная графика, расчетные программы, современное оборудование заставляют идти в ногу со временем. Благодаря такой работе я и в свои 79 лет сохранила работоспособность и востребованность", - пишут респонденты.
Чуть реже передать свою профессию детям хотят дизайнеры (37%). При этом многие из них подчеркивают, что если их дети выберут именно этот путь, то могут рассчитывать на помощь родителей в освоении мастерства.
Были бы не против "династии" около трети сметчиков (32%). Среди журналистов таких чуть больше (34%). Однако ровно столько же "акул пера" не хотят, чтобы дети занимались тем же ремеслом. Взгляды они высказывали диаметрально противоположные: "Работа интересная и дающая возможность карьерного роста. Общение с людьми дает вдохновение и просто хорошее настроение"; "...Журналистика калечит людей, которые ею занимаются".
Но были среди респондентов и те, кто профессию свою "и врагу бы не пожелал", а не то что родным детям. В первую очередь это охранники - приобретать аналогичную профессию не советует своим отпрыскам подавляющее большинство из них (89%): "Никогда... Это не профессия, это работа от безысходности". Такого же мнения придерживаются 82% продавцов и 81% кладовщиков. "Эта профессия очень тяжелая и неблагодарная", - объясняют респонденты.
Сетуют на нелегкую долю и шоферы (79%): "Наши работодатели не уважают труд водителя". Среди опрошенных секретарей не нашлось ни одного, кто желал бы своим детям приобрести эту профессию, зато противников такого решения - хоть отбавляй (78%).
Но и среди людей в общем-то уважаемых и достаточно высокооплачиваемых профессий очень велика прослойка тех, кто хотел бы детям лучшей доли. 43% юристов категорически против того, чтобы "повториться в потомках". Не хотят видеть детей на таком же рабочем месте, как у их родителей, почти половина (по 44%) врачей или переводчиков, 47% экономистов, 45% аудиторов. Полная катастрофа, если бы родительские мечты осуществились: нас бы некому было лечить, учить, охранять, консультировать... Потому что "нет" сказали бы своим детям, вздумай они сделать аналогичный выбор профессии, 69% медицинских сестер, 67% учителей и преподавателей, 44% системных администраторов, 52% бухгалтеров, 65% квалифицированных рабочих. 37% психологов считают, что дети достойны гораздо лучшего.
Вот лишь некоторые комментарии таких родителей: "Очень большая ответственность и нищенская зарплата. Ни врач, ни пациент не защищены от произвола чиновников. Мои дети стали юристами" (главный врач, 60 лет, Москва). "К сожалению, в настоящее время учитель больше исполняет обязанности не учителя, дающего знания, а воспитателя, особенно если это классное руководство. Нервотрепка и творческое выгорание обеспечены. Часто учитель на второе или десятое место отодвигает семью и детей (если они вообще есть). Мне уже трудно выйти из этой трясины, но своим сыновьям я не посоветую быть учителями" (учитель биологии, 42 года, Саратов). "Нищета и позор - это синонимы к слову "инженер"!" (инженер, 51 год, Люберцы).
Есть, правда, и родители, которые своим выбором довольны, но их девиз, высказанный детям, - цитата из Высоцкого: "выбирайтесь своей колеей!" "Я хочу, чтобы мой ребенок выбрал свою профессию, не озираясь на то, кем были и являются его родители. Пусть он строит свое будущее своими руками", - комментируют они.
Среди респондентов, дети которых уже трудятся в той же профессиональной сфере, что и они, лидируют журналисты: каждый десятый опрошенный (10%) ответил, что в его семье продолжают династию.
Второе место разделили врачи, психологи и логисты: по 8% представителей этих профессий сообщили, что их дети учатся или уже работают в той же сфере. Реже остальных эти могут похвастаться менеджеры по рекламе, кадровики, региональные представители (по 1%).
Впрочем, многие респонденты согласны с комментатором, написавшим: "Мне все равно, выберет ребенок мою профессию или нет. Главное, чтобы он выбрал то, что ему будет интересно, что будет развивать его как личность". А мечты многих родителей кратко сформулировал некий 28-летний продавец-консультант из Ростова-на-Дону: "Детям 4 и 5 лет... Пусть будут олигархами!"