Вчера в Московском окружном военном суде прошло предварительное слушание по делу бывших начальника Главного военного медицинского управления минобороны - начальника Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова генерал-майора Александра Белевитина и его зама - начальника управления полковника Алексея Никитина.
Они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере. Белевитин обвинен еще и в незаконном хранении боеприпасов.
"Уголовная нота" в истории с томографами, точнее с их закупками, впервые прозвучала летом 2010 года. Тогда президент Дмитрий Медведев поручил компетентным органам заняться непонятным ценообразованием при закупке дорогого и нужного оборудования. Как аргумент приводился такой расклад цен - в одном регионе цена томографа достигала 90 миллионов рублей, а буквально в соседнем - вполовину ниже. И это тогда, когда настоящая цена прибора начиналась с 16 миллионов рублей.
Проверкой этого безобразия занимались Контрольное управление президента и Генеральная прокуратура. Первые же результаты показали - цены на те же томографы в среднем по стране были завышены в два-три раза. Проще говоря, только на одном дорогом приборе кто-то зарабатывал 20-30 миллионов рублей. По всей стране возбуждались и расследовались десятки уголовных дел. Дело военных врачей - одно из подобных.
По делу военных врачей следствие шло меньше года. Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, за весь период следствия проведено около 100 допросов, порядка 30 экспертиз, среди которых почерковедческие, криминалистические, фоноскопические, комплексные комиссионные медико-технические и экономические судебные экспертизы. В качестве специалистов к расследованию данного преступления привлекались специалисты представительств самых известных в мире компаний медицинской техники.
По словам Маркина, расследование шло тяжело. Противодействие оказывалось на протяжении всего следствия. И чтобы сохранить улики и не дать их уничтожить, военным следователям совместно с сотрудниками правоохранительных органов приходилось порой проводить более 10 обысков в разных местах одновременно. Чтобы избежать давления подозреваемых на свидетелей, Белевитина и Никитина пришлось держать под стражей.
В СКР говорят, что Белевитин умышленно затягивал процесс ознакомления с материалами уголовного дела. В день он знакомился с 20-30 страницами, что в конечном итоге могло продлиться до 8 месяцев. Поэтому следователь ходатайствовал перед судом об ограничении срока ознакомления с уголовным делом для обвиняемого и его защитника. Суд с этим согласился.
Всего дело врачей вместе с экспертизами и прочими документами насчитывает 54 тома.
Напомним, что по версии следствия, за содействие в заключении государственных контрактов на поставку для нужд минобороны томографов обвиняемые получили от представителей двух коммерческих фирм взятки в 180 тысяч евро. Если сумму перевести в рубли, то по курсу на момент ареста это было примерно семь миллионов рублей. По подсчетам экспертов, в рамках заключенных госконтрактов, общей стоимостью больше 187 миллионов рублей, было приобретено медоборудование по завышенным ценам. Ущерб государству, по мнению следствия, составил более 51 миллиона рублей.
О том, что Александра Белевитина задержали, СМИ сообщили в июне прошлого года. И новость стала сенсацией. В минобороны спустя несколько дней уточнили, что на время следствия оба чиновника отстранены от служебных обязанностей.
Позже, когда офицеров привезли в суд, где им определяли меру пресечения, выплыли шокирующие подробности этого дела. Речь идет о прослушке, на которой Белевитин обговаривает с замом возможность убийства главного свидетеля по их делу. 10 июня прошлого года бывшему главному военному медику следствие предъявило официальное обвинение.