В последние дни в Сирии "творится" такое, что еще недавно невозможно было себе даже представить. В стране прошли парламентские выборы, в которых приняло участие не несколько, как ранее, а сразу девять партий. Среди более семи тысяч кандидатов оказалось 710 женщин. При этом за выборами наблюдали сразу 200 зарубежных журналистов.
Уже вчера местные СМИ поспешили сообщить, что побеждает блок "Национальное единство", поддерживающий президента Башара Асада. Но в Центризбиркоме утечку не подтвердили. Ожидается, что первые итоги выборов будут официально объявлены в четверг. Главная интрига - потеряет ли правящая партия Баас контроль над парламентом, который по недавно принятой конституции теперь обязан быть многопартийным. Избирательные участки были открыты даже в самых революционно настроенных сирийских городах: Хомс и Хама. То есть оппозиции президентом Асадом была предоставлена уникальная возможность мирным путем взять власть в свои руки.
Однако революционеры отчего-то решили поступить иначе. Сирийский национальный совет призвал жителей страны отказаться от участия в выборах. То есть оппозиция не нашла в себе силы вести цивилизованную политическую борьбу в парламентских стенах, объявив, что "под огнем" демократия не строится. А как ее еще строить сирийскому народу, когда те же самые революционеры делают не все, но явно многое, чтобы огонь не прекращался? Даже в день выборов.
Очевидно, что обучали повстанцев не вести цивилизованный диалог с парламентской трибуны, а с оружием в руках добывать себе свободу по ливийскому сценарию. В Ливии вот уже год все никак не могут остановить эту "добычу", продолжая стрелять друг в друга. В Сирии же большая часть из 14 миллионов гласоподавателей явно не хочет наступать на ливийские грабли. И тем не менее вчера спецпосланник ООН и ЛАГ Кофи Аннан заявил, что, по его мнению, в ближайшее время Дамаск может окончательно выпустить из рук контроль над ситуацией в стране. И тогда гражданской войны не избежать.
С другой стороны, очевидно, что сейчас даже при большом желании у Асада и его команды нет возможности контролировать избирательный процесс. Особенно в неспокойных районах, где последние несколько месяцев демократия зашкаливает, а оппозиция с оружием в руках позволяет себе многое из того, за что в любой цивилизованной стране приговаривают к длительным срокам по статье "терроризм". Иными словами, ни о каком контроле сверху в сложившихся внутриполитических сирийских реалиях и речи быть не может.
Впрочем, Западу подобные размышления вслух явно не помешают назвать состоявшиеся в Сирии и парламентские выборы подтасованными и нелегитимными.
То есть перед Асадом сейчас стоят две главные задачи: не только создать все условия для формирования и работы дееспособного парламента, но и убедить многочисленных критиков в том, что депутаты будут принимать самостоятельные и отвечающие интересам в первую очередь Сирии законы. При этом только отчаянный оптимист сейчас будет заявлять, что обе задачи легко исполнимы.
Кстати
Не так давно Запад отказывался признавать легитимными выборы в Палестине, где победу одержали представители ХАМАС. Тогда российские дипломаты убеждали своих западных коллег в том, что в любом случае именно с "хамасовцами" рано или поздно все равно придется иметь дело, как с политической силой, за которую голосовало большинство палестинцев. Только теперь, потеряв кучу драгоценного для региона времени, Запад начал соглашаться с доводами МИД России. Стоит ли повторять ошибку в сирийском варианте?