Лене Корнилову исполнилось восемнадцать 24 марта. Через 45 дней, 9 мая 1945 года, закончилась Великая Отечественная. У каждого ветерана свои счеты с фортуной. Мартовскому призыву 1927 года рождения повезло по гамбургскому счету: их война закончилась в "учебке", ускоренными темпами штамповавшей молодых лейтенантов. Те, кто был чуть старше, попал в страшную мясорубку на Балатоне и в Маньчжурии. Два-три-четыре месяца разницы в дате рождения и кто-то из поколения восемнадцатилетних получил от судьбы царский подарок - будущее. А в нагрузку постоянную боль без вины виноватых. Впервые она тронула сердце Леонида Васильевича, когда его вместе с другими передовиками Калининской области послали в Венгрию, как тогда говорили, по обмену опытом.
- Идем мы по советскому кладбищу, таблички у всех одинаковые мелькают перед глазами, на многих мой год рождения - 1927-й. И много их там, пацанов 18-летних! - вспоминает 85-летний ветеран.
Информация о демографии наших потерь во время Великой Отечественной войны долго была под грифом "Секретно". Современные историки не так давно начали приоткрывать тайны военных поколений. О последнем военном призыве "РГ" рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская.
Леонид Корнилов вспоминает о погибших во время Балатонской операции. Последней оборонительной операции Красной армии против немецких войск. Сколько народа тогда погибло?
Елена Сенявская: Операция проводилась с 6 по 15 марта 1945 года частью сил 3-го Украинского фронта при содействии 1-й болгарской и 3-й югославской армий в районе озера Балатон. В ходе сражения советские войска отразили наступление вермахта под кодовым названием "Весеннее пробуждение". Потери 3-го Украинского фронта составили 32 899 человек, из них 8492 безвозвратно.
Сейчас идет работа над 5-м томом 12-томной "Истории Великой Отечественной войны". Так вот, мне пришлось не раз встречать упоминания о героизме и самоотверженности советских бойцов последнего военного призыва - мальчишек 1926-1927 годов рождения, на долю которых выпало участие в боевых действиях в самом конце войны: и на западе, при освобождении стран Европы от фашизма, и на Дальнем Востоке, в боях с милитаристской Японией. Читаю письма с фронта. А в биографиях авторов этих трогательных документов нередко значится: родился в 1926-м, погиб в 1945-м.
"Здравствуй, дорогая сестричка Галя!" - писал в феврале 1945 года красноармеец Саша Загоренко, 1926 года рождения, призванный в действующую армию весной 1944 года. И по-мальчишески грозил фашистам: "Я пулеметчик, первый номер, наводчик, так что немцам даю жизни, отомщу за всех им, проклятым гадам..." Он погиб 23 апреля 1945 года на подступах к Берлину.
Это было взрослое мужественное поколение?
Елена Сенявская: Мужественное, конечно. Но и дети они были еще. Посмотрите, как Саша Загоренко прощается с сестрой: "С тем до свидания, целую тебя крепко. Привет бабушке, маме, всем привет... Рисуй рисунков побольше. Твой брат Саша". Они были обычные мальчишки, которым очень хотелось домой к родителям, кому-то - к невестам. 18-летний Боря Запольский писал родителям за месяц до смерти: "Я пока жив и здоров и по-прежнему сражаюсь с врагом. В тылу не бываю нисколько, все время на переднем крае, громлю проклятую немчуру. Живу по-старому, но жизнь в очень опасном положении... Дорогие родители, сейчас у меня одно желание и одна мысль - о том, чтобы в наикратчайший срок дойти до Берлина. Ибо через него путь домой, на Родину... Ваш сын Борис". 30 апреля Борис Запольский был убит в Берлине осколками фаустпатрона. Награжден посмертно медалью "За отвагу".
Известно, что очень кровопролитными были и бои с Японией. Туда призывали в основном ребят с Дальнего Востока?
Елена Сенявская: Да, это так. Хотя 400 тысяч фронтовиков было переброшено на Дальний Восток из Европы. А всего в боях с японцами участвовало более 1,5 миллиона наших воинов.
В ходе трехнедельной Дальневосточной кампании советским воинам потребовалось преодолеть большие естественные препятствия - безводные степи и песчаные пустыни Монголии, горные хребты Большого Хингана, крупные водные преграды испытать ливневые дожди, утомительную дневную жару и пронизывающий ночной холод. А главное, пришлось штурмовать создававшиеся японцами в течение многих лет мощные укрепленные районы, которые преграждали доступ к центральным областям Маньчжурии, сражаться со смертниками-"камикадзе". Командир 1136-го Краснознаменного Кенигсбергского стрелкового полка полковник Савойкин говорил, что не поверил бы, если бы ему сказали, что его полк пройдет по горячим пескам, горам и ущельям со скоростью марша до 65 километров в сутки: "Суворов был мастером больших переходов, но он водил натренированных солдат, служивших в армии по 20-25 лет. У меня же в полку 65 процентов личного состава молодежь 1927 года рождения".