Новости

09.05.2012 14:17
Рубрика: Общество

Встретились у фронтового паровоза

Текст: Виктор Чемодуров (Курск)

В канун Дня Победы ветераны локомотивного депо Курск торжественно отметили два юбилея - 70-летие с начала формирования в Великую Отечественную войну колонн паровозов особого резерва наркомата путей сообщения и 25-летия своего паровоза-памятника, действовавшего в составе одной из таких колонн.

На торжественном митинге выступавшие напомнили о том, что паровозные колонны выполняли особые задания по перевозке войск, боевой техники, боеприпасов, горючего и других грузов, без которых в сражениях было не обойтись. Создавались они, начиная с мая 1942 года, были массированно применены в битве под Сталинградом.

На Курской дуге работало 26 ОРКП, насчитывавших 600 паровозов. Всего же за годы войны в стране было создано 106 колонн с парком 2280 локомотивов и численностью личного состава 32 тысячи человек.

Такие паровозы обслуживались комплексными бригадами со сменными машинистами и помощниками, кондукторами, поездными вагонными мастерами, проводником (для них к паровозу цеплялась теплушка - так называемый турный вагон), что позволяло водить составы на большие расстояния и сокращать время выполнения стратегически важных перевозок.

Личный состав колонн приводился к воинской присяге и находился на положении военнослужащих. Как написал в своих мемуарах бывший начальник тыла Красной Армии и нарком путей сообщения в 1942-1943 годах генерал армии Хрулев, "паровозные колонны особого резерва НКПС провезли победу от Сталинграда до Берлина".

Они же обеспечивали переброску войск для разгрома Квантунской армии японцев. Эта опаснейшая работа выполнялась железнодорожниками под постоянными бомбежками, артиллерийскими и танковыми обстрелами. Гибли паровозы, гибли люди - с рельсов не съехать, а убежать, бросив локомотив, было немыслимо…

К сожалению, из тех многих десятков ветеранов депо, которые в войну состояли в колоннах особого резерва, к паровозу-памятнику уже никто не пришел. Председатель ветеранского совета Владимир Бабин сообщил, что в Курске таких живет сейчас только четверо: 95-летний бывший старший машинист ОРКП-46 Юрий Князьков, его 88-летняя жена Вера Ивановна - старший кондуктор той же колонны (оба - почетные железнодорожники с 1944 года), 86-летний кочегар Владимир Кулыгин (тоже ОРКП-46) и 90-летний помощник машиниста ОРКП-34 Михаил Бобовников.

Пришли, однако, воевавшие и не воевавшие ветераны депо, которым здоровье позволило прийти. Были потомки ветеранов паровозных колонн особого резерва. У почетного железнодорожника, кандидата медицинских и исторических наук Александра Манжосова, во многом благодаря настойчивости которого четверть века назад в Курске и был установлен паровоз-памятник, в ОРКП-8 служил дед Владимир Баранищев, а у магистранта КГУ Алексея Золотухина, который привел на праздник кадетский класс школы № 15, находящейся в Железнодорожном округе Курска, в ОРКП-9 состоял прадед Степан Толкачев.

Оба были машинистами под Сталинградом, когда шла битва, только возили эшелоны на разных берегах Волги. "Молодой пенсионер" Манжосов и юный воспитатель кадетов Золотухин активно занимаются краеведческой, поисковой работой, но вот только недавно выяснили, что являются "родственниками по паровозу": в 1944 году дед и прадед работали уже на одном локомотиве, Баранищев - машинистом, Толкачев - помощником.

Среди участников митинга - недавно ушедщий с должности начальника эксплуатационного локомотивного депо Курск Юрий Спицын, отработавший десять лет уже будучи пенсионером, а начинавший рабочую карьеру кочегаром паровоза. С улыбкой называет себя "вскормленным с лопаты железнодорожником" - умел, говорит, пожарить в топке яичницу на отшлифованной углем лопате. Здесь же - бывшие машинисты Николай Грудин и Константин Овчаров, которые уже преподавателями Курской дортехшколы выпустили за последние пять лет три группы машинистов ретро-паровозов по заявкам всех железных дорог России.

И, конечно, руководители ремонтного и эксплуатационного локомотивных депо Сергей Карпов и Владимир Булатников, которые совместно позаботились, чтобы праздник для ветеранов получился достойным, поздравивший всех присутствующих с Днем Победы глава Железнодорожного административного округа Олег Амельянчик.

Общество История Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Курская область Курск День Победы